Об органе на Руси в средние века

 

Орган в России имеет почти тысячелетнюю историю. Еще в X-XI веках первые органы - позитивы и портативы - были завезены в Киевскую Русь благодаря теснейшим экономическим, политическим и культурным контактам с древней Византийской империей, в которой органная культура находилась на очень высоком для того времени уровне. Коренной, основополагающей отличительной особенностью России, как и Византии, является то, что орган с самого начала и вплоть до наших дней не был допущен, как и другие музыкальные инструменты, в богослужение Православной Церкви. (Впрочем, не так давно наш современник, трагически погибший протоиерей о.Александр Мень уверял нас, и не без оснований, что употребление музыкальных инструментов в богослужебном обиходе не противоречит и Православию.

Он ссылается на известный всем 150-ый псалом где сказано : "Хвалите Господа с тимпаном и ликами, хвалите Его “а струнах и органе". См. его книгу "Таинство, Слово и Образ", -Л.,1991,-с.27). Но, так и так, органная музыка в России и Византии, в отличие от Запада, никогда не ассоциировалась с богослужебным культом, а отсюда - ее исключительно чисто светский, бытовой, "прикладной" характер, напрочь отсутствующий "определенный мистический отпечаток" (выражение Л.И.Ройзмана). Так, в Византии в XI-XII веках орган играл важнейшую роль в жизни императорского двора. Многочисленные придворные церемонии - а их насчитывалось до нескольких тысяч - постоянно сопровождались звучанием этого "короля инструментов". В Киевской Руси, при дворе князей Владимира, Святослава, Ярослава Мудрого, содержалась целая "капелла" инструменталистов, постоянно игравшая во время всевозможных празднеств, пиршеств, торжественных церемоний; в ее составе были гусляры, исполнители на духовых инструментах (трубачи, флейтисты и пр.) и органисты.

Одну из таких типичных для музыкального быта княжеского двора древнего Киева сцен запечатлела всемирно известная фреска XI века "Скоморохи" в Киевском Софийском соборе. Столь же высокая органная культура была, по всей вероятности, и в древнем Новгороде (иллюстрации-миниатюры новгородской рукописи "Книги глаголемой Козьмы Индикоплова" с изображениями органов-позитивов красноречиво подтверждают это). На Новгородскую землю органы могли проникать не только из Византии, но и из стран Западной Европы (с которыми, если вспомним, Новгород Великий вел издревле оживленную торговлю, будучи, что немаловажно, членом Ганзейского союза; были, значит, и определенного рода культурные связи Новгорода с Европой).

Монголо-татарское иго надолго отрезало Русь от всего внешнего мира, задержав ее естественное культурное, экономическое и социально-политическое развитие на два с половиной столетия. И только после его свержения (1480), начиная с конца XV века, набирающее силу и мощь Московское государство вновь восстанавливает прерванные дотоле международные связи - как с западными, так и с восточными странами. Иван III, будучи женатым на племяннице последнего византийского императора принцессе духовной и культурной преемнице одряхлевшей Византийской империи, восстанавливая некогда порушенные придворные ритуалы по византийскому образцу, вновь вводит орган в дворцовый быт. Так, в 70-80 годы XV века он выписывает органы во дворец из Европы и зимой 1490 года приглашает на службу из Италии "арганного игреца" (а, возможно, и мастера) Иоанна Сальватора (видимо, Джованни Сальваторе; известен также как Иоанн Спаситель или Списатель, Иван Фрязин).

При дворе Ивана Грозного, столетие спустя, мы вновь видим органиста с Запада - на этот раз голландца Даниэля Готлиба Эйлхофа (прозванного Данилой Немчином). Обучались игре на "органах и клавикордах" и дети Ивана Грозного, а также царица Ирина Федоровна (жена царя Федора Иоанновича, родная сестра Бориса Годунова). В 1613 году, при Михаиле Романове, для развлечений царского двора учреждаются "потешные хоромы". В них в 1610-40 годах "органными и цынбальными (т.е. клавирными) потехами" ведали, помимо иностранцев (поляков Ежи Проскуровского и Теодора (Федора) Зевальского, голландцев братьев Иоганна и Мелхерта Люнов) и свои, отечественные музыканты - ис-полнители и органные мастера. История сохранила нам имена некоторых из них : Томила Михайлов (Бесов), Мелетий Степанов, Андрей Андреев, Борис Овсонов. Помимо царского двора, орган был издавна распространен и в скоморошьем быту. Искусство скоморохов сыграло ключевую роль в развитии народной инструментальной музыки. Небольшие переносные органчики-портативы, наряду с гуслями, гудками, сурнами, бубнами, сопелями и другими инструментами, часто звучали на всевозможных скоморошьих представлениях, играх и гуляниях ("...у Еремы были гусли, у Фомы был орган..." ("Повесть о Фоме и Ереме", ХУПв.).

Наконец, до середины XVI столетия, в древнерусских военных оркестрах применялись особые сигнальные "варганы" (не путать с варганом -металлическим подковообразным ударно-губным инструментом, название которого происходит, по всей вероятности, от польского слова warga - губа, или же от карело-финского varega - рот, уста, пасть). Такой "варган", миниатюрного размера, исполнитель вешал на плечо (или держал на коленях), левой рукой качал меха, правой играл ("бил") по клавиатуре. Этот инструмент, впрочем, был столь же широко распространен в других странах - и на Западе, и на Востоке (в Индии, Турции). В 40-50 годы XVII века борьба церковных властей против скоморошества как "идолослужения" и "бесов-ского неистовства" достигает своего апогея и фактически переходит в борьбу против всякого рода инструментального музицирования. Инструменты изымаются и уничтожаются; не избежали этой печальной участи, к сожалению, и придворные органы. Правда, этот период был недолгим : с 1660-х годов увлечение светским музыкальным искусством и, в частности, органной музыкой, вновь возникает в высшем обществе и уже неуклонно движется по нарастающей, вплоть до окончательной победы светского искусства над церковным в эпоху петровских преобразований.

Уцелевшие в годы гонений органы вновь возвращались к жизни. В эти годы (последняя треть XVII века) развитие органной культуры связано с именем крупнейшего органиста этого времени, органного мастера, художника, изобретателя российского нотопечатания Симона Матвеевича Гутовского (год рождения неизвестен - умер около 1685), поляка по происхождению, его сыновей Ивана (ум. 1693) и Самуила, его учеников : братьев Луки и Матвея Афанасьевых, Дмитрия Михайлова, Степана Максимова и других. Деятельность Симона Гутовского дала колоссальный толчок развитию российской органной культуры. Наряду с исполнительством в это время активно развивается и органостроительное ремесло (как известно, С.Гутовский был высокоавторитетным специалистом в этом деле). Ставились органы в домах высшей знати.

Вдобавок к этому, орган становится и оркестровым членом, находя свое применение в оркестрах первых русских профессиональных театров. К величайшему сожалению, об органном репертуаре XI-XVII веков -как придворном, так и скоморошьем - нам не известно абсолютно ничего. Никакие нотные образцы органных сочинений русских музыкантов - профессионалов того времени (сольных, камерно-ансамблевых, театральных) обнаружить пока не удалось (как не дошли до нас и сами органы, для которых писалась эта музыка).

Но будем надеяться, что даже теперь, в наше тяжелое время, исследовательская работа по этой поистине неизведанной и неисчерпаемой теме будет продолжаться, не взирая ни на какие трудности, и кто знает, какие еще непредвиденные открытия нас ждут на этом благородном пути.

 

Главное меню