Пресса
В этом разделе сайта помещены опубликованные
в прессе статьи (или ссылки на них), посвященные творчеству Алексея Курбанова .
// Новгородские ведомости,
26.09.1992.
// Новгородский университет,
N 13, 04.04.1995.
Отзвуки
ленинградской симфонии
// Новгородский университет,
N 6,18.02.2000.
// Новгородский университет,
N 8, 03.03.2000.
Пик семидневки // г-та Новгород, N 16, апрель
1994.
Первый в родном городе, пятый в своей жизни
сольный концерт дал 17 апреля в лектории четверокурсник Петербургской
консерватории, выпускник Новгородской детской музыкальной школы №1 Алексей
Курбанов. Он исполнил произведения Баха, Рахманинова, Шумана, Дебюсси, Б.
Арапова, собственные пьесы и сочинения нидерландских композиторов В. Пeйпера и
Р. Эшера. С голландской музыкой Алексей познакомился во время полугодичной
стажировки в Роттердамской консерватории и очень признателен педагогу Кейсу
Стейнроту, который его “больше всего раскрепостил в смысле фортепьянной игры”.
Слушатели — зал был полон — встретились с одержимым музыкой и удивительно
разносторонним молодым дарованием. В консерватории Курбанов учится по трем
специальностям: композиция, фортепьяно, орган. Сбор от концерта пойдет на
памятник С. В. Рахманинову.
Фестиваль "Рождественские подарки"
/ "Звучит волшебный клавесин..." Зал Новгородской областной
филармонии / 5 января 1999 года
Программа
1 отделение
Жак Шампион де Шамбонньер (ок.1601\1611-1672)
Куранта "De Madame" / Сарабанда /
Жига "La Madelainette"
Луи Куперен (ок.1626-1661)
Две пьесы из сюиты ля минор
Менуэт из Пуату / Пьеса в пьемонтском духе
Шаконна ре минор
Жан Анри д'Англебер (1628-1691)
Две пьесы из сюиты N 3 минор
Гавот / Менует
Франсуа Куперен (1668 - 1733)
Сарабанда "Единственная" /
Пассакалия / Тростники
Луи Маршан (1669-1732)
Три пьесы из сюиты N 1 ре минор
Шаконна / Гавот в форме рондо/Менуэт
2 отделение
Жан Франсуа Дандриë (1682 -1738)
Сюита ре мажор
Прелюдия / Рондо /Куранта
/Жига/Гавот/Бурре/Менуэт
Жан Филипп Рамо (1683-1764)
Безразличная / Курица / Дикари / Принцесса
Луи Клод Дакен (1694-1772)
Кукушка
Жак Дюфли (1715-1789)
Рондо "Де Друммон"
Концерт стипендиатов администрации
г.Новгорода , лауреатов международных российских и региональных конкурсов / 24
января 1999 года.
М.Ипполитов - Иванов (1859 - 1935 гг.)
Сюита си минор, соч. 7 (1885)
1. Прелюдия и канон
2. Романс
3. Вальс
4. Песня без слов
5. Гавот
А.Курбанов (р.1971г.)
Романсы на стихи А.Ахматовой, соч.143,
соч.147 (1993)
- Песенка
(.Я на солнечном восходе…)
- Истлевают
звуки в эфире…
- Пустых небес прозрачное стекло…
- Приду туда, и отлетит томленье…
Солистка Новгородской областной филармонии - Валентина Яровая
А.Курбанов. Три пьесы, соч. 120
(1991).
Н.Метнер (1880 - 1951)
"Канцона-серенада" фа минор, соч. 38
N 1
Р.Вагнер (1813 - 1883)
Соната си-бемоль мажор (1831)
1. Allegro
2.
Andantino
3.
Menuetto
4.
Finale.Allegro vivace
С.Рахманинов (1873 -1943г.)
"Мелодия " ми мажор, соч. 3 N 2 (1 -я ред.)
Жизнь новгородцев в вопросах и ответах // АИФ,Великий Новгород, N 11, 21.04.1999.
"Правда ли, что в Новгороде появился первый член Союза композиторов, который к тому же необычно молод?" (Ирина Столярова, Новгород).
Да, правда. В Союз композиторов принят пока лишь один из новгородцев. Это Алексей Курбанов, выпускник музыкальной школы имени Рахманинова, бывший стипендиат городской администрации. Среди его произведений - вокальные циклы романсов, органная музыка, сочинения для хора, струнного квартета, фортепианные произведения. И все это огромное творческое наследие композитор создал в довольно юном ( по меркам Союза композиторов) возрасте. Сейчас ему всего....27 лет!
В гости к Вагнеру // Новгородские ведомости, 06.07.1999
Новгородец Алексей Курбанов, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, стипендиат администрации Великого Новгорода, получил приглашение на престижнейший Вагнеровский фестиваль, который пройдет в августе в немецком городе Байрёйт. Программа поездки не предусматривает концертные выступления, но, по словам Алексея, ежели такая возможность предоставится, он непременно сыграет однуиз фортепьянных сонат немецкого композитора.
В гостях у Вагнера // Новгородские ведомости, 14.08.1999
Новгородский пианист Алексей Курбанов, вагнеровский стипендиат, вернулся из германского города Байрёйт, где проходил традиционный ежегодный Вагнеровский фестиваль. Вернулся, полный впечатлений, с которыми и решил познакомить читателей нашей газеты:
- Большая честь побывать в этом небольшом городке Баварии, где до сих пор все напоминает о великом композиторе, а особенно в Вагнеровском театре, где идут оперы Вагнера и играют знаменитые актеры и певцы. Сами коренные немцы по пять лет стоят в очереди за билетами, чтобы попасть сюда. Я посмотрел три спектакля: “Тристан и Изольда”, “Нюрнбергские мейстерзингеры” и “Лоэнгрин”. Кроме театра был в двух музеях — в музее Вагнера и его тестя, композитора Листа. Впрочем, весь городок представляет из себя музей — многие из его улиц названы именами членов семьи Вагнера и его оперных героев. Сам фестиваль проводится с
1876 года, и все это время им руководят потомки композитора. С 1966 года и по сей день его возглавляет внук Рихарда Вагнера — Вольфганг Вагнер, 80-летний режиссер. Причем, режиссер весьма авангардистский. Лично мне интересно, что бы сказал знаменитый дед, увидев свои оперы в трактовках внука! А самое, пожалуй, главное в этой поездке, это то, что мне не только удалось побывать в Вагнеровском театре, но и самому выступить в сборном концерте стипендиатов Вагнеровского общества из разных стран мира. На концерте, который прошел в большом зале байрёйтского Конгресс-отеля “ARVENA”, получили выступить всего 20 человек, и всего два пианиста из России. Конечно же, я играл музыку Вагнера - первую часть первой фортепьянной сонаты, которую он написал в 18 лет, не создав еще ни одной оперы, и считаю, что она очень удачно вписалась в концерт. Вообще, на мой взгляд, Рихард Вагнер не оценен в должной мере, как композитор фортепьянной музыки. А мне нравятся его вещи, и я рад, что сумел привести из Германии фортепьянные пьесы Вагнера, которые не мог разыскать в России.
А еще — всех любителей фортепьянной музыки Алексей Курбанов приглашает 28 сентября в зал областной филармонии, где с его участием пройдет концерт фортепианной музыки. В исполнении Алексея прозвучат фортепианные сочинения Дмитрия Толстого и Рихарда Вагнера.
Светлана Кудряшова
newspaper.home.nov.ru/1/human.htm
ОЧАРОВАНЬЕ СЛОВА... И МУЗЫКА. (Второй темой сентябрьского Салона стала Норвегия…)
Фортепианный вечер / Зал Новгородской областной филармонии / 28 сентября 1999 года
1 отделение (Лауреат Всероссийского конкурса - Михаил Корноухов)
2 отделение (Лауреат Международного конкурса - Алексей Курбанов)
Программа 2-го отделения
Р.Вагнер
Соната N 3 (в альбом Матильды Везендонк), ля-бемоль мажор (1853)
Два листка из альбома (1861,1875)
Соната № 1 си-бемоль мажор,ор.1(1831):
Allegro
con brio
Larghetto
Menuetto.Allegro
Finale.
Allegro vivace
Д.Толстой
3 старинных танца
Гальярда / Павана / Гавот
Чарующий голос валторны // Петербург - Классика, N 1, 2000.
Всякая творческая встреча таит в себе неожиданности. Так случилось и на концерте в Петер-кирхе в декабре 1999 года. Под величавыми сводами храма привольно разливалось чарующее пенис валторны, окруженное ореолом органного звучания. Примечательно, что солисткой была заслуженная артистка России Валентина Блажчук, а ведь женщина-валторнистка - это явление не из ряда обыденных. Творческое содружество В. Блажчук с органистом, лауреатом Международного конкурса Алексеем Курбановым длится уже 5 лет, и накопленный опыт дуэта инструменталистов, несомненно, послужил особой отточенности ансамбля и чуткости взаимопонимания артистов на сцене. Кажется, ни один штрих, ни один нюанс, не ускользает от пристального внимания партнеров. Крепость этого союза музыкантов, очевидно, объясняется родственным устройством их натур: оба люди увлеченные, чрезвычайно преданные своему делу, искренне отдающие энергию души слушателям. (Как любит говорить Валентина Андреевна, - “Я всегда рада играть хорошим людям”.)
Окидывая взглядом репертуар музыкантов, поражаешься, сколь многогранны их интересы, сколь неутомимы поиски. В их руках оживают классические произведения минувших эпох: возвышенно звучит хорал И.С. Баха, страстно возносится Серенада Ф. Шуберта, выплывает из глубин времен ныне редко исполняемая Канцонетта О. Козловского, и это еще не все. Столь же вдохновенно они исполняют и популярные джазовые произведения (жанр, порой оказывающийся очень трудным для академических музыкантов). “Колыбельная” Гершвина, “Дым” Керна, “Лунная серенада” Миллера, “Hello, Dolly!” Германа - все звучит, наполнено лирикой, эмоциональной открытостью и тонким юмором. Атмосфера свободной импровизации, игра, близкая оригинальной джазовой манере, не могут не захватить слушателей.
Достойна восхищения и активная организаторская и просветительская деятельность артистов. Будучи с 1991 года председателем фонда Украинской культуры Санкт-Петербурга и области, В. Блажчук уже организовала множество концертов, посвященных творчеству украинских композиторов, певцов и исполнителей. На счету у Валентины Андреевны проведение первого концерта памяти Г. Свиридова, организация фестиваля “Многонациональный Петербург”, постояннная поддержка молодых композиторов собственным исполнением новых произведений.
20 января 2000 года в Доме офицеров состоится концерт памяти Глиэра, композитора, чья музыка в настоящее время звучит, к сожалению, очень редко. Идея этого события, названного “Гимн великому городу”, музыкальным режиссером которого является В. Блажчук, зрела уже в течение трех лет. В концерте также примет действенное участие и неизменный партнер валторнистки А. Курбанов. В творческих планах неутомимого дуэта есть и интересный замысел исполнения американских песен и негритянских спиричуэле при участии солистки Мариинского театра народной артистки СССР Людмилы Филатовой.
Как нетрудно заметить, у героев этой статьи на многое хватает тепла души, и это неудивительно, ведь они заняты любимым делом, и таких людей можно назвать счастливыми. Нам остается лишь поблагодарить артистов за все, что они уже создали, и ожидать новых встреч, несомненно, таящих в себе нечто необыкновенное.
Л, Богданова, Д. Кравченко
Благотворительный органный фестиваль в фонд реставрации органа академической капеллы Санкт-Петербурга / Государственная академическая капелла / Заслуженная артистка России, профессор - Нина Оксентян, лауреат Международного конкурса - Алексей Курбанов / 13 февраля 2000 года.
Программа
1 отделение
ФРАНК (1822 - 1890) / Хорал ля минор
ВЬЕРН (1870 - 1937) / "Вечерняя звезда"
ЛЕММЕНС / Фанфары
БЕЛЛЬМАНН (1862-1897) / Адажио и Токката
Исп. Нина Оксентян
2 отделение
КУРБАНОВ (р.1971)
Metanoia
(1992) / Памяти С.Я.Вольфензона
Три фрески (1991,редакция 1996 г.) / посвящается А.П.Грекову
Saecula
Obscura (1994, редакция 1999 г.)
ВЬЕРН (1870-1937)
Первая органная симфония ре мажор, финал
Исп. Алексей Курбанов
Органный концерт 18 января 2001 года. Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга
Программа
1 отделение
БАХ (1685 - 1750)
Прелюдия и Фуга си минор
Пастораль ( в 4-х частях)
БАХ -ВИВАЛЬДИ (1678-1741)
Концерт N 2ля минор
Allegro /
Alagio/Allegro
2 отделение
ЧЕРНИ (1791
-1857)
Прелюдия и Фуга ля минор, соч. 603 N 3 (Первое исполнение в Санкт-Петербурге)
ГРИГ (1843-1907)
Утро / Свадебный день в Тролльхаугене
КУРБАНОВ (р.1971)
Кантабиле / Посвящается Н.И.Оксентян
Плач Иеремии / Памяти В.М.Буяновского
ВЬЕРН (1870-1937)
Вестминстерские колокола
Невское время No 18(2479) 31 января 2001 г.
На концерте Алексея Курбанова
Хотя Алексей Курбанов лишь подошел к тридцатилетию, он принадлежит уже к третьему поколению петербургских органистов. Основатель органной школы Исай Браудо выдвинул ставшую профессором Петербургской консерватории Нину Оксентян, а она воспитала Курбанова - музыканта удивительной разносторонности, который успешно действует как композитор, пианист, органист.
Концерт Алексея Курбанова, состоявшийся недавно в зале Капеллы, собрал необычное для органных вечеров обилие публики. Успеху способствовал и сам характер программы, и стиль игры.
Исполнитель избежал частой приверженности к популярным, доступным сочинениям, играл музыку Вивальди, Баха, а также то, что в органном варианте почти неизвестно, - прелюдию и фугу Черни, пьесы Грига, Вагнера, "Вестминстерские колокола" Луи Вьерна - слепого французского органиста, служившего в церквях, - свои произведения - "Плач Иеремии", "Кантабиле". Музыка звучит под пальцами Курбанова строго, точно, со сдержанной выразительностью, без оркестровых изысков. Она словно обращается к душе каждого слушателя, рассказывая о том, что ему дорого, близко, помогает жить. Отсутствие внешней эффектности углубляет воздействие игры органиста, делая ее, в сущности, не игрой, а неким духовным действом. В этом плане Курбанов развивает, двигает вперед органное исполнительство, придает ему те черты и особенности, которые могут сделать орган столь же популярным, как фортепиано, скрипка и другие оркестровые инструменты. Хочется подчеркнуть также воспитательное, нравственное воздействие концерта и высказать пожелание, чтобы Капелла продолжила органные вечера. Ныне Курбанов продолжит свою деятельность в Ауре - маленьком норвежском городе, ибо, к сожалению, в Петербурге нет для этого ни средств, ни других возможностей. Почему?
Софья ХЕНТОВА (профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения)
Газета "Новый Петербургъ", №26 (493), 28.06.2001 г.
ПРИГЛАШАЕТ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ОРГАННЫЕ ВЕЧЕРА В КАПЕЛЛЕ:
9 июля - АЛЕКСЕЙ КУРБАНОВ, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ныне - органист церкви Св. Марии норвежского города Аурe. Хоральные прелюдии Баха, сочинения Франка, редко исполняемая соната Беллини и произведение самого Алексея Курбанова "Астральная субстанция".
14 июля - ЙОГАНН ТРУММЕР (Австрия). Хоральные прелюдии И.С.Баха, сонаты К.Ф.Э. Баха, Мендельсона и органные сочинения Шмидта.
25 июля - ЖАН-ПИТ КНИФФ (Голландия). Программа из произведений немецких композиторов XVII-XIX веков: сочинения Баха, Брунса, Рейнбергера и других авторов.
Новости Новгородского региона
Состоялась встреча участников литературного салона НовГУ с композитором Алексеем Курбановым и солисткой Новгородской филармонии Валентиной Яровой
18/01
15:33
Состоялась встреча участников литературного салона НовГУ с композитором Алексеем Курбановым и солисткой Новгородской филармонии Валентиной Яровой. Напомним, что новгородец Алексей Курбанов сейчас живет в Норвегии, где работает по контракту. На вечере звучала музыка норвежских композиторов: Эдварда Грига, Рихарда Нурдрока, Эндрю Уэббера… Валентина Яровая исполнила романсы на музыку Алексея Курбанова. (Пресс-центр НовГУ).
Новости от 7 Июля 2003 (Радио Классика Петербург)
В Петербурге издан сборник “Органная музыка современных петербургских композиторов”. Это нотное собрание, выпущенное издательством “Союз художников”, посвящается юбилею Санкт-Петербурга. Известные композиторы Геннадий Белов и Аркадий Агабабов представлены в сборнике органным триптихом "Мемориал Победы" и Симфониеттой для органа. А их молодые коллеги Алексей Курбанов и Светлана Лаврова опубликовали опусы “Кантабиле” и “Корона Астралис”, в которых открывается новое звуко-тембральное поле. Напомню, что до революции наш город имел неофициальный статус “столицы органной музыки России”. В Петербурге и пригородах в начале ХХ века насчитывалось до 90 прекрасно звучавших органов, а в Консерватории по инициативе Антона Рубинштейна был учрежден органный класс, среди учеников которого были Петр Чайковский и Сергей Прокофьев. А среди основателей "золотого фонда" русской органной музыки в числе первых стоит имя Михаила Глинки.
BEЛИKИЙ HOBГOPOД.py – Лeнтa нoвоcтей
08.08.2003
Ceгодня в
Beликом
Hoвгорoде
cocтoитcя концеpт нopвeжcкого
opгaниcтa
Aлeкceя
Kypбaнoвa
Ceгодня в Beликом Hoвгорoде cocтoитcя концеpт нopвeжcкого opгaниcтa Aлeкceя Kypбaнoвa. Kaк cooбщaeт пpecc-центp aдминиcтрации Beликого Hoвгорoдa, бывший cтипeндиaт горoдcкой aдминиcтрации Aлeкceй Kypбaнoв нынe являeтcя opгaниcтoм цepкви горoдa Aype в Hopвeгии. Ceгодня музыкант приглашaет нoвгорoдцeв – любителeй клaccической музыки – на фopтепиaнный вeчеp. B прoгpаммe выcтyплeния, котopoe прoйдет в Цeнтpe музыкальной культypы имени C. B. Paxманинова – coчинения Григa, Бpaмca, Kaппeлeнa, Чaйковcкого, Cвиpидова, Paxманинова.
Фортепианный вечер / Центр музыкальной культуры им. С.В.Рахманинова / 8 августа 2003 года.
Программа
Эдвард Григ (1843 - 1907) Прелюдия из сюиты Из времен Хольберга, ор. 40 N 1
П.И.Чайковский (1840 - 1893) Грустная песня, ор.40 N 2
Огюст Дюран (1830 -1909) Вальс ми бемоль мажор, ор.83 N 1
Кристиан Каппелен (1845 - 1916) Романс и скерцо
Эйвинд Альнес (1872 - 1932) Романс
Хальфдан Кьерульф (1815 -1868) Интермеццо, ор. 27 N 1
Альберт Кетельбей (1875 -1959) В монастырском саду (характеристическое интермеццо)
Агата Баккер Грëндал (1847 - 1907) Летняя песня, ор. 45 N 3
Йоханнес Брамс (1833 - 1897) Интермеццо си минор, ор. 119 N 1
Альберт Лорцинг (1801-1851) Фантазия - попурри на темы из оперы "Царь и плотник" (обр. Э.Нейгебауэра)
Армас Ярнефельт (1869 - 1958) Колыбельная
П.И.Чайковский (1840 -1893) Andante Cantabile из второго струнного квартета (переложение для фортепиано Э.Парлоу)
Оскар Мериканто (1868 -1924) Иддилия летнего вечера, ор.16 N 2
А.Ф.Марциан (18… - 19…) Вечерние колокола, ор. 9 N 1
Кристиан Синдинг (1856 - 1941) Вальс соль мажор, ор. 59 N 3 (переложение для фортепиано Э.Альнеса)
Г.В.Свиридов (1915 - 1998) Романс из к/ф Метель (переложение для фортепиано К.Титaренко)
С.В. Рахманинов (1873 -1943) Прелюдия си мажор, ор. 32 N 11
Альф Хурум (1882 -1972) Три акварели, ор. 5
Йохан Свендсен (1840 - 1911) Большой полонез, ор.12 (переложение для фортепиано Э.Парлоу)
Газета Песочки ( 1/2004)
Размышления русского музыканта на краю Европы
Алексея Курбанова новгородцам представлять не нужно, а для всех остальных: пианист, композитор, органист, закончил Ленинградскую консерваторию, кандидат искусствоведения, сейчас живет в Норвегии.
Алеша, у тебя никогда не возникало сомнение в выборе профессии?
Никогда ранее не возникало, по крайней мере с того момента, как почувствовал себя музыкантом (не сразу, не с самого первого момента занятий музыкой). А вот зато сейчас часто возникает сомнение и даже разочарование по этому поводу, и немалое, что ж поделать, раз дожили до того, что музыка как профессия, особенно классическая, станет просто откровенно неактуальной, несовременной, непопулярной…
Вот ты и композитор, и исполнитель, и теоретик музыки, тяжело ли тебе совмещать эти занятия, или, наоборот, они помогают раскрыться, почувствовать какую-то целостность?
Теория музыки, будь то элементарная теория, гармония, полифония и т.п., в общем, все, что включает в себя это понятие, - это то, что должен знать и чем должен владеть всякий образованный музыкант, независимо от специальности: клавишник, струнник, духовик, вокалист и пр., а уж если вы учитесь, независимо где, по композиторской специальности, то для вас все вышеупомянутые теоретические предметы не просто обязательные предметы, но, простите, специальный курс, важная и неотъемлемая часть специального предмета. Так что каждый композитор в определённой (и немалой) мере является и теоретиком музыки, и справедливее было бы называть меня просто композитором и исполнителем (так уж получилось что в данный момент волею случая я оказался в первую очередь исполнителем, органистом, потом уже композитором). Вообще, мы знаем, что немалая часть крупнейших композиторов (во все эпохи) были и не менее выдающимися интерпретаторами своих (и не только) творений.
Равно как и иные из тех, кто нам известны прежде всего как исполнители, на поверку оказывались к тому же и композиторами: Паганини, Сарасате, Оборин, Рихтер, Ростропович и др. А совмещать что-либо в творчестве никогда не бывает легко (мой горький опыт с написанием кандидатской диссертации окончательно разубедил меня в возможности совмещения, в моем случае научного с творческим, одно непременно начинает вытеснять другое... Да и творческое с творческим, вот, возьми, к примеру, Рахманинова, который как композитор дважды замолкал, в 1897 - 1900 и 1917 - 1926 годах. Думается, что провал Первой симфонии и эмиграция - лишь внешние к тому обстоятельства, а глубинные причины были чисто творческого, "совместительского" порядка). В любом случае если творческая личность совмещает одно с другим, то все равно это просто разные грани одной целостной, хотя и многосторонней творческой личности.
Кто из композиторов в классической
и современной музыке тебе ближе?
Самый, пожалуй, непростой вопрос… В школьные годы это были барочные авторы (т.е. Бах и иже с ними), венские классики, ближе к консерваторским годам их сменили романтики (в 1992 - 1993 гг. сильно "переболел" Брамсом), далее, в процессе дальнейшего обучения в классе композиции проф. А. Д. Мнацаканяна в Ленинградской (С.-Петербургской) консерватории и стажировки в Роттердамской консерватории в 1993 - 1994 гг. испытал, может быть чисто внешний, интерес к музыке нарочито модернистской, в т. ч. атональной, сериально-додекафонной, минималистической, откровенно авангардистской и ей подобной (хотя сам никогда в таком роде не писал и писать не намеревался), быстро, к аспирантским годам, в общем-то, сошедший на нет.
Вообще, чем дольше живу, тем большее испытываю разочарование в том, куда движется современная "академическая" музыка, возникает чувство, что XX век открыл все пути и дальше ехать некуда, в XXI веке наступает беспросветный тупик, и что нетленной остается на века прежняя классика, все современное же тленно и преходяще (смотри, даже дает рифму: современный – тленный!). Сам же я как композитор всегда, несмотря ни на какие влияния и воздействия, двигался собственным, независимым путем, никогда не принадлежа ни к каким сколь-либо заметным направлениям или течениям.
Я знаю, что ты несколько лет живешь в Норвегии. В чем они "другие"?
Вопрос больной, говорю это без преувеличения... Почти что с самых первых дней (недель, месяцев) моей жизни в Ауре, этом небольшом провинциальном городишке, даже посёлке, в центральной Норвегии (между Трондхеймом и Крисгиансундом), где обитаю вот уже три с половиной года (с апреля 2000 г.), я начал задумываться над этой сложной и огромной темой: а каковы же на самом деле культурные, исторические, социальные и прочие параллели и различия между нами и норвежцами? Чем далее, тем более прихожу к выводу, что общего у норвежцев с нами больше, чем различного, а могло бы быть еще больше, а особенно у нас, новгородцев, - ах, если бы история обеих стран могла бы с тысячу лет назад повернуться другим образом, но что теперь об этом вздыхать… Лично ко мне как к новгородцу те из норвежцев, кто хоть мало-мальски помнят историю своей страны, относятся с особенной и нескрываемой симпатией (не хвастаюсь, отнюдь нет!), а сам Новгород иначе как "старым викинговским городом" и не называют (в старые времена норвежцы называли Новгород Хольмгардом), и меня эта сторона истории теперь, среди дикого ужаса современного бытия, ещё как согревает.
Мы знаем, что Ярослав Мудрый состоял в родстве со св. Улафом (королем Улафом II Харальдссоном, павшим в битве под Стиклестадом в июле 1030 г., кстати, не раз посещавшим Новгород; потом в Новгороде на Готском дворе поставили католическую, или протестантскую, церковь св Улафа, ныне не сохранившуюся), а дочь Ярослава Елизавета была замужем за другим норвежским королём, Харальдом III Хaрдрoде (Cypoвым). А в Нидаросском кафедральном соборе в Трондхейме (огромный готический собор XI в., главная национальная святыня) уже более трёх четвертей века находится наша новгородская икона "Спаситель со влажной бородой" (XVI в.). А наша церковь (cв. Марии) в Ауре - это прямо настоящий крестово-купольный храм! Таких исторических связующих нитей множество, повторяю, это огромная тема.
Современная Норвегия - это страна более чем стабильная, более чем благополучная в плане, по крайней мере, внешнем, материальном, социальном. Естественно, норвежцы такие же люди, со своими проблемами и бедами. Люди абсолютно нормальные и естественные (представлять их холодными и "сухими" было бы ошибочно!), без комплексов, порой может быть даже излишне ”неформальные", вот что значит нация с глубокими демократическими традициями, по крайней мере (в отличие, как это ни прискорбно, от нас) не знавшая ужасов кровавых тоталитарных режимов в XX столетии (за исключением если только фашистской оккупации в войну).
Что нового в твою музыку привнесла культура Норвегии?
В Норвегии я, наверное, благодаря провинции, в которой оказался и обитаю, впервые почувствовал "изнутри", как нация и народ могут бережно сохранять и приумножать свои традиции, свое культурное наследие, в полном смысле этого слова (современную молодежь, насквозь ”американизированную”, в счёт не беру). Здесь я по-настоящему соприкоснулся с тем, что такое живой (в моём случае музыкальный) фольклор, причём фольклор самый разнообразный: вокальный и инструментальный, песенный и танцевальный, светский и религиозный… Сейчас, в пору очередного "латания дыр" и творческого "накопления" , именно фольклор даёт мне новые пути, новую почву (пищу) для дальнейших раздумий насчёт собственного творчества. В любом случае, фольклор, традиции, история - это то, что в буквальном смысле слова даёт мне спасение от ужасов современности с её вопиющей безнравственностью и бездуховностью.
В данный момент мною сделаны уже около двух десятков обработок достаточно показательных образчиков местного фольклора для органа и хора, также я имел честь принять участие в составлении одного из очередных фольклорных сборников, вышедшего в мае прошлого года (десять из записанных мною мелодий вошли в книжку). Боже мой, как это невыносимо печально, что наш российский фольклор почти на грани полного исчезновения, его необходимо спасать, пока не поздно!
Я могу догадываться о твоём отношении к Бaскову, и всё же мне хочется спросить: Басков - кумир молодёжи, и хорошо ли, с твоей точки зрения, что молодёжь полюбила и начинает приобщаться к классике с помощью таких исполнителей, или лучше вообще ничего, чем несколько сниженный вариант классической музыки?
К Бaскову как к "кумиру молодежи" у меня отношение весьма нейтральное… Помню, покойный Виктор Цой ещё где-то в 80-х давал интервью одной из эстонских газет, и на "провокационный" вопрос о том, как он сам относится к своей популярности, ответил честно, резко и прямо: "Скажу лишь одно: не сотвори себе кумира". Хочется думать, что так мыслит и Басков (хотя его "подвизание" в роли ведущего "сомнительной" телепрограммы "Дом" у меня вызывает ворчливый скепсис).
А что касательно классической музыки в ”сниженном" варианте… Басков ведь отнюдь не первый "наводитель мостов" между классикой и "попсой", до него были, если брать хотя бы лишь певцов, то смотри: и Марио Ланца, и Муслим Магомаев, и Каррерас, и Доминго, и Паваротти! А Фредди Меркури, начинавший ролью Канио в "Паяцах" (потом это отозвалось цитатой в одной из его песен)! Уж при такой ситуации в современном обществе, если мы действительно хотим сберечь хоть что-то, что осталось от расхожего понятия подлинно высокой культуры, от полного вырождения, это дело ещё какое благое, но вот насколько приобщается молодёжь к классике именно таким путём, да и приобщается ли… Вот, знаешь, два года назад Аркадий Арканов выпустил сборник "Стишки и песенки", где, помимо прочих блистательных образцов аркановского юмора, содержатся шесть едких пародий на попсовые шлягеры… аж по сюжетам из самой высокой классики: Анна Каренина, Фауст, Пиковая дама, Ромео и Джульетта и др.! Сам Арканов замечает: "Идея моя сугубо ироническая. Так что, как говорил А. И. Райкин, "не поймите меня правильно”…".
Скажи, прав ли был Гоголь, когда он утверждал, что не мог творить, когда ему выделили комнаты со всеми удобствами, а лучшие главы "Ревизора" он написал в кабаке?
Вот уж чего не знаю, того не знаю, честно говоря, не читал, не слышал об этом. Но знаю по самому себе: мне всегда намного лучше работалось в провинции, в глуши, в тишине, нежели в столичном шуме и грохоте, полагаю, я в этом плане далеко не один (и слава Богу). Вообще, надо сказать, что удобства, комфорт, по крайней мере, для меня, понятие весьма относительное, мой комфорт, если на то пошло, определяется в первую очередь порядком, порядком если не во всём доме, то по меньшей мере, на моем собственном рабочем столе (а там и все мысли приводятся в порядок). А ”дворцы” меня всегда подавляли и подавляют, мне всегда хотелось и хочется жить предельно скромно и просто, без амбиций и притязаний, а самое главное – независимо, никому не мешая, ни у кого, так сказать, не болтаясь в ногах, не маяча бельмом на глазу.
А тут недавно мне попадается в руки очень интересная книжка Яна Березницкого (знаешь, был такой известный в своё время критик театра и кино) ”Как создать самого себя" (об американском кино 50-х - 70-х годов). Так вот, в самом конце книги автор заводит речь о сыне одного из крупных киноактёров (этот актёр был ещё и президентом четырёх коммерческих компаний). Сын его, у которого были абсолютно все материальные блага, решил неожиданно уйти из родительской семьи, уехать в провинцию и поселиться в убогой нищенской лачуге, совершенно безо всяких удобств… Факт, естественно, не оставшийся без внимания тогдашней прессы. А автор, анализируя ситуацию, настойчиво, не раз цитирует по сему поводу "Зимние заметки" Достоевского: ”…тут отделение от нашей общественной формулы, отделение упорное, бессознательное, инстинктивное отделение во что бы то ни стало ради спасения…".
Вопросы задавала Очина Лена
Фортепианный вечер посвященный 60 -летию освобождения Ленинграда от блокады и освобождения Новгорода / Центр музыкальной культуры им. С.В.Рахманинова / 13 июля 2004 года.
Программа
1 отделение
Орест Евлахов (1912-1973)
Ленинградский блокнот, ор. 11 (1943):
1.Город
2.Весна
3.Рассказ
4.Марш
Венедикт Пушков (1896-1971)
Прелюд / Вальс
Валерий Желобинский (1913 - 1946)
Три песни без слов (1944)
Дмитрий Шостакович (1906-1975)
Соната N 2 си минор, ор. 64 (1943) (финал)
2 отделение
Дмитрий Толстой (1923 - 2003)
Три старинных танца :
1.Гальярда
2.Павана
3.Гавот
Алексей Курбанов (р.1971)
Вроде вальса (памяти В.А.Гаврилина)
Имре (Эммерих) Кальман (1882 - 1953)
Попурри на темы из оперетты "Сильва" / Попурри на темы из оперетты "Баядера" (обр.Г.Фолька)
Альманах "Чело", № 3, 2003 г.
Алексей КУРБАНОВ
ОБ ОРГАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ ЛЕНИНГРАДА-ПЕТЕРБУРГА 1960-1990-х годов
Хотя Алексей Курбанов лишь подошел к тридцатилетию, он уже принадлежит к третьему поколению петербургских органистов. Основатель органной школы Исай Браудо вырастил ставшую профессором Петербургской консерватории Нину Оксентян, а она воспитала Курбанова — музыканта удивительной разносторонности, который успешно действует как композитор, пианист, органист.
Один из концертов Алексея Курбанова, состоявшийся в зале Петербургской капеллы, собрал необычное для органных вечеров обилие публики. Успеху способствовал и сам характер программы, и стиль игры.
Исполнитель избежал частой приверженности к популярным, доступным сочинениям, играл музыку Вивальди, Баха, а также то, что в органном варианте почти неизвестно, — прелюдию и фугу Черни, пьесы Грига, Вагнера, «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна — слепого французского органиста, служившего в церквях, свои произведения — «Плач Иеремии», «Кантабиле». Музыка звучит под пальцами Курбанова строго, точно, со сдержанной выразительностью, без оркестровых изысков. Она словно обращается к душе каждого слушателя, рассказывая о том, что ему дорого, близко, помогает жить. Отсутствие внешней эффектности углубляет воздействие игры органиста, делая ее, в сущности, не игрой, а неким духовным действом. В этом плане Курбанов развивает, двигает вперед органное исполнительство, придает ему те черты и особенности, которые могут сделать орган столь же популярным, как фортепиано, скрипка и другие оркестровые инструменты.
Хочется подчеркнуть также воспитательное, нравственное воздействие концерта и высказать пожелание, чтобы Капелла продолжила органные вечера.
Ныне Курбанов продолжает свою деятельность в Ауре — маленьком норвежском городе, ибо, к сожалению, в Петербурге не смогли приютить талантливого музыканта.
Софья ХЕНТОВА
Hастоящее сообщение поднимает проблемы научного осмысления достижений современного отечественного, и, в частности, ленинградско-петербургского органного творчества периода 60 - 90-х годов XX столетия. Актуальность темы обусловлена интересом широкой публики к органному исполнительству, к новинкам современной музыки. Заметно возросшее за вторую половину века место органа в музыкальной жизни страны, значение органного музицирования в духовно-нравственном воспитании общества определяет важность и своевременность темы. Таким образом, цель данного сообщения — отражение наиболее существенных явлений в органном творчестве 60 - 90-х годов, понимание его роли и места в общей картине отечественного музыкального процесса данного периода времени, выяснение значения петербургско-ленинградской органной школы для отечественной культуры в целом, обобщение, систематизация и выделение различных тенденций в общем многообразном спектре органного творчества избранного временного отрезка, выявление наиболее важных факторов, которые способствовали бы дальнейшему развитию и росту отечественной органной культуры. Системное исследование органного творчества 60-90-х годов предпринимается автором с двоякой точки зрения — композиторской и исполнительской. При этом автор опирается на собственный опыт композитора-практика и концертирующего органиста.
Общеизвестно, что в развитии органной культуры нашей страны в XVIII - XX веках кардинальная, основополагающая роль принадлежит именно Петербургу - Петрограду - Ленинграду. Вклад города на Неве в отечественную культуру во все времена был очень велик и неоспорим. И в количественном отношении, по сравнению с Москвой, другими городами, петербургские композиторы писали и пишут для органа заметно интенсивнее. В 1862 году, по инициативе А.Г. Рубинштейна, основателя и первого ректора только что открытой Петербургской консерватории, в ней учреждается класс органа, в числе первых выпускников которого — Г.А. Ларош и П.И. Чайковский. Профессорами консерватории по классу органа были в разное время выдающиеся исполнители и педагоги: Г. Штиль, Л. Гомилиус, Ж. Гандшин, Н. Ванадзиньш, И. Браудо, Н. Оксентян. В первые шесть десятилетий, до 1922 года, органный класс входил в состав теоретико-композиторского факультета, затем перешел в фортепианный, что затруднило доступ к органу студентов-композиторов.
В настоящее время в петербургской музыке насчитывается не один десяток превосходных органных сочинений. 60-е годы, во многом способствовавшие росту органного творчества в стране, повернув к органу достаточно многих композиторов, явились благодатной почвой для разнообразных опытов и экспериментов. Эти опыты внесли плодотворные элементы обновления в трактовку традиционных жанров, в их историческую эволюцию, характерную для них специфику полифонического и мелодико-гармонического мышления. Именно в 60 - 90-е годы в жанровом мышлении ряда композиторов наблюдаются тенденции к переосмыслению, «пересмотру» жанров, к взаимообогащению их и даже к взаимопроникновению одних в другие. Примерами могут служить Сюита Ю.Н. Тюлина (1971), Пассакалия и фуга Д.А. Толстого (1983), Партита Ю.А. Фалика (1966), Соната-фантазия В.А. Успенского (1992), Соната-фантазия Н.В. Волковой (1996), 12 инвенций Б.И. Тищенко (1964), Пассакалия А.Д. Мнацаканяна (1962), Пассакалия (Симфониетта) А. А. Агабабова (1995), «Прелюдия и хорал» В.И. Цытовича (1980), Первый органный концерт И.Е. Рогалева (1985), Элегия А.А. Королева (1980-е годы), Хроматическая поэма С.М. Слонимского (1970), Ария и Токката А.А. Агабабова (1985 - 1991), Прелюдия и фуга И.М. Ельчевой (1976).
Петербургскими авторами создано достаточно большое количество программных сочинений. Идея программности сама по себе очень многообразно представлена благодаря инструментальной специфике органа, представляющей к тому богатейшие возможности. Программность породила новый для петербургской органной музыки жанр портрета (Б.И. Тищенко — «Двенадцать портретов» (1992), «Памяти Виталия Фомина» (1995)), повернула органное творчество в сторону мемориальности и реквиемности (триптих «Мемориал Победы» (1984 - 1985) Г.Г. Белова, Второй органный концерт «Мартиролог - Тбилиси, 1989» (1990) И.Е. Рогалева), духовно-философской проблематики и даже — с середины 90-х годов — к открытой религиозности («Принц Иоасаф» (1996; фрагмент одноименной кантаты в авторском переложении для органа) Р.И. Рудицы, органная симфония «Евангельские картины» (1995) и две хоральные прелюдии (1998) Г.О. Корчмара, пьеса «Я не собираюсь умирать сегодня» (1998) Е.М. Иршаи).
С 60-х годов в отечественном музыкальном творчестве значительно раздвинулись границы области применения фольклорных истоков. Это затронуло в немалой степени и органную музыку. Наиболее видные примеры — «Три напева» А.А. Королева (1980-е годы), для которых характерен принцип попевочного варьирования на основе 2 - 4-ступенных ладовых мелодических оборотов, «Пастораль и токката» (1961) и «Хоровод и фуга» (1974) С.М. Слонимского, где дана попытка представить орган в совершенно неожиданном ракурсе — как инструмент «скомороший», народно-игровой. Фольклорные элементы содержатся и в «Поэме о Дагестане» (1980) А.А. Агабабова, в вышеупомянутых сочинениях Г.Г. Белова, А.Д. Мнацаканяна, Б.И. Тищенко, также в «Славянском концерте» для органа с оркестром С.М. Слонимского.
Орган в петербургской музыке используется не только как сольный инструмент, но и как оркестровый, и как участник камерного ансамбля. Сфера использования органа в этом отношении очень широка. Орган звучит в опере («Кентервильское привидение» (1975) А.А. Кнайфеля, «Настасья Филипповна» (1968) В.М. Богданова-Березовского, «Дочь брадобрея» (1972) Р.С. Гринблата, «Алые паруса» (1976) В.А. Ефремова, «Орфей и Эвридика» (1975) А.Б. Журбина, «Последний летний месяц» (1977) Б.П. Кравченко), мюзикле («Блистающие облака» (1982) В.Е. Баснера), балете («Портрет Дориана Грея» (1971 - 1980) Б.А. Арапова, «Икар» (1965 - 1971) С.М. Слонимского, «Сотворение мира» (1970) А.П. Петрова, «Легенда о птице Доненбай» (1983) Ю.А. Симакина, «Двенадцать» (1963) и «Ярославна» (1974) Б.И. Тищенко, «Гамлет» (1969) Н.П. Червинского), музыке к драматическим спектаклям («Музыка Среднеземелья» к спектаклю «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе» по Дж. Толкиену (1981) С.С. Важова), музыке к кинофильмам («Пять дней — пять ночей» (1960 - 1961) Д.Д. Шостаковича, «713-й просит посадки» (1970-е годы) Г.А. Портнова), кантате и оратории («Марсово поле» (1971) С.Я. Вольфензона, «Стих сокровенный мой» (1979 - 1980) А.А. Агабабова, «Голос из хора» (1962 - 1976) С.М. Слонимского, «Песнь о Гренаде» (1968) С.П. Баневича, хоровой концерт «Девятое Мая» (1984) Н.А. Мартынова, Три вокализа (1973 - 1977) и хоровой концерт «К молодым» (1976) В.Н. Салманова, «Хор пуль» (1965) Б.И. Архимандритова, «Вечный огонь» (1971) В.Е. Баснера, «Земля» (1976) и «Заклинание» (1977) В. А. Гаврилина, «К новой жизни» (1973) И.М. Ельчевой, «Пора!» (1965) И.Я. Пустыльника, «Память не остынет» (1977) В.А. Сапожникова, «Элегическая кантата» (1984) А.Е. Туника, «Памяти В.И. Ленина» (1969) В.А. Успенского), симфонических произведениях (Симфонии № 4 (1976) и № 6 (1984) Б.А. Арапова, симфония «Образы дня» (1980) Г.И. Банщикова, концерты для оркестра № 2 (1972) и № 3 (1978) А.А. Боярского, «Баллада о красном всаднике» (1978) Я.И. Вайсбурда, Симфонии № 3 (1983), № 6
(1989 - 1991) и № 8 (1993) А.А. Агабабова, Поэма (1966) и симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» (1985) А.П. Петрова, увертюра-фантазия «Чулым — сибирская река» (1981) Г.А. Портнова, Симфония (1983) И.Е. Рогалева, Симфония № 4 (1980) В.А. Сапожникова, симфония «Непришедший» (1999) Н.Г. Синяковой, Симфония № 5 (1982 -
1983) Р.С. Гринблата, сюита «Жаворонок» (1974) Б.И. Тищенко, Симфония № 3 «Песнь о свободе» (1983) А.Б. Томчина, Концерт для оркестра (1967) Ю. А. Фалика, «Большая романтическая увертюра-поэма» (1979 - 1981) Н.М. Шахматова). Во всех вышеназванных произведениях партия органа отнюдь не сводится только лишь к колористической поддержке оркестровой фактуры, но нередко является достаточно самостоятельной, независимой, развернутой, подчас даже солирующей. А.А. Агабабову, Г.Г. Белову, Л.А. Десятникову, С.М. Слонимскому, О.Н. Хромушину принадлежат уже непосредственно концерты для органа с оркестром. Ряд композиторов являются авторами камерно-инструментальных (Г.А. Портнов — соната для скрипки и органа (1975), С.Н. Евтушенко — «Sotto Voce» для альта, органа и челесты (1989), Г.И. Банщиков — Соната для арфы и органа (1987), М.В. Устинов — Интрада и Токката для валторны и органа (1996 - 1997), Н. Юдина — Соната для кларнета и органа (1998)) и камерно-вокальных (Б.И. Тищенко — «Завещание» для сопрано, арфы и органа на стихи Н.А. Заболоцкого (1987), С.В. Екимов — пять песнопений для голоса и органа (1998 - 1999), Agnus Dei для солиста, хора, фортепиано, органа и ударных (1997 - 1998), Г.О. Корчмар — семь духовных песен для голоса и органа (1994), автор этих строк — Ave Verum, Те Deum и Ave Regina Coelorum (1994) для голоса и органа) сочинений с участием органа. Короче говоря, универсальность специфики органа позволяет ему быть в равной степени и солирующим, и аккомпанирующим, и оркестровым инструментом, и равноправным участником камерного ансамбля, и даже «прикладным» инструментом, и у каждого из авторов свои, собственные особенности инструментального оформления (гармонический и полифонический язык, склад, фактура, регистровка, фигурация, спецэффекты) органных сочинений. К сожалению, ряд авторов по причине недостаточного знакомства с органом допускали определение погрешности в записи нотных текстов своих произведений, но все же в целом композиторы Петербурга успешно овладевают приемами органного письма, не сбиваясь в пресловутую «фортепианность».
Дальнейшие перспективы развития отечественного органного творчества не прямолинейны. К сожалению, ряд причин привел в последние годы к определенному количественному спаду в органном творчестве композиторов Петербурга. Ухудшающееся с каждым годом техническое состояние городских органов, вследствие полного отсутствия денежных средств на их ремонт и содержание, создают трудности для композиторов, в особенности молодых. Заметно снижение заинтересованности слушателей в новинках современной музыки, побуждающее, в свою очередь, исполнителей включать как можно меньше сочинений современных авторов в свои концертные программы. И все же, несмотря ни на что, новые произведения для органа или с его участием продолжают выходить из-под пера и маститых, и молодых композиторов. Органное творчество Ленинграда - Петербурга живо и неистребимо.
"Звезда", 12
августа
2005 г.
Bечер музыки и поэзии на Оловянке
«Спасибо, музыка, за то,
Что ты меня не оставляешь,
Что ты лица не закрываешь,
Себя не прячешь ни за что.
Спасибо, музыка, за то,
Что ты единственное чудо,
Что ты душа, а не причуда,
Что для кого-то ты ничто.
Спасибо, музыка, за то,
Чего и умным не подделать,
За то спасибо, что никто
Не знает, что с тобой поделать».
Я не случайно полностью привел это стихотворение замечательного русского поэта Вл. Соколова. Оно, только вчитайтесь, и само по себе прекрасно. А в нашем случае вполне могло бы стать очень точным эпиграфом к вечеру музыки и поэзии, который прошел в минувшую субботу в центральной городской библиотеке им. Д.М. Балашова, что на Оловянке...
Действительно, «ничего не поделаешь» с музыкой, когда она до самых глубин волнует сердце, «ничего не поделаешь» со стихами, если они написаны с предельной искренностью, если они музыкальны, если они подлинны. Что же остается? Остается с восторгом распахнуть свою душу творчеству талантливых людей и слушать, слушать, слушать...
Подготовка к этому мероприятию (уж извините за казенное слово) была донельзя проста. Да, собственно, никакой подготовки в привычном смысле и не было. Начиналось же все следующим образом: в наш город (и в свой родной город) приехал из Норвегии Алексей Курбанов, пианист, органист, член Союза композиторов России. Его имя в Новгороде известно многим.
Из Германии, и тоже в отпуск (тянутся, тянутся те, кто живет и работает за рубежом на родину, значит, слава Богу, она у них осталась) приехала педагог и искусствовед Инна Кушнарева-Баурихтер. С ними встретился новгородский поэт, член Союза писателей России Сергей Иванов. Всего этого оказалось достаточно, чтобы возникло решение провести совместный творческий вечер. Несколько телефонных звонков друзьям и знакомым, мгновенная договоренность с милейшими сотрудницами библиотеки о предоставлении помещения и - вот вам вечер музыки и поэзии, высокий и волнующий!
Вдохновение явится далее ключевым словом.
Вдохновенное исполнение фортепианной музыки Алешей Курбановым (в том числе и собственных сочинений), вдохновенные же прочтения своих стихов членом Союза писателей К. Фирсовой, С. Ильиным, ведущей радиопередачи «Поэтическая тетрадь» В. Ситниковой, молодыми талантливыми поэтами Н. Пунжиной и Г. Стрелковым (майором авиации), исполнение авторских песен-баллад В. и С. Чумаковыми, бесконечная благодарность слушателей – все вместе и сотворило это незабываемое общение неслучайно встретившихся людей на прекрасном вечере музыки и поэзии.
Позвольте контрастный штрих: кто-то «тусовался» и «оттягивался» в других местах в эту субботу. Почувствовали разницу? Но это, как говорится, совсем другая история.
...Уважаемые читатели, рекомендуем вам внимательнейшим образом следить за культурными событиями в библиотеке на Оловянке. О самом интересном мы непременно будем вам сообщать. Приходите - и оцените сами.
Ив. СЕРЁГИН
Культура Новгородской области (информационный портал)
Хлебниковские Чтения в Крестецком районе
27 июня 2006
В последнее воскресенье июня, в деревне Ручьи Крестецкого района, прошли XXI Хлебниковские Чтения.
На
Чтения приехали гости из Великого Новгорода: комитет культуры и туризма области представляла заместитель председателя Вера Трухина, были участники литературно-музыкального салона НГУ им. Я. Мудрого "Последний четверг" (руководитель Юрий Чистяков), Новгородский Союз писателей (председатель Сергей Иванов), работники Областной научной библиотеки (директор Надежда Гунченко), журналисты газеты "Звезда" Новгородского района (редактор Сергей Иванов). Из Норвегии приехал композитор и органист, участник Чтений прошлых лет, Алексей Курбанов. Приехали новгородские поэты, представители нескольких общественных организаций, любители поэзии: большой автобус предоставила Областная научная библиотека, но желающих оказалось так много, что некоторым не хватило места, а ведь были годы, когда в автобусе от силы набиралось человек пятнадцать!
В
Ручьи приехали участники и организаторы Чтений из посёлка Крестцы: председатель комитета культуры Татьяна Музыкина
и
заместитель главы Администрации района Игорь Маклаков, сотрудники районной библиотеки - директор Раиса Шуричева
и
сотрудник читального зала Наталья Смирнова (она вела программу Чтений), фольклорный ансамбль "Ягодиночка" (руководитель Татьяна Максимова), местные поэты и просто почитатели творчества Велимира Хлебникова. Потом к ним присоединились учащиеся Ручьевской школы и их преподаватели, жители деревни и дачники, короче, в зале СДК был полноценный аншлаг, такого не припомнит даже Дaниил Петрович
Шевцов, который возглавлял районный комитет культуры в годы становления музея и Чтений, ему было особенно приятно, ведь 25 июня у него был день рождения.
После посещения могилы поэта и возложения полевых, любимых Хлебниковым, цветов к подножию памятника, гости почтили память поэта минутой молчания. Посетили также могилу Евдокии Лукиничны Степановой (1900 - 1998 г.г.), простая крестьянка ухаживала за могилой поэта, поскольку рядом был похоронен её муж, а семья Митуричей, родственников Хлебникова, уже в те годы в Ручьях не жила.
Те, кто был на Чтениях впервые, восхищались образом языческого мальчика, запечатлённого на барельефе рядом с могилой поэта. Этот уникальный памятник выполнил недавно скончавшийся Народный скульптор России Вячеслав Михайлович Клыков. В создании памятника и музея поэта в Ручьях участвовали поэт из Ростова-на-Дону Олег Андреевич Облоухов (в этом году приехать не смог), новгородский художник Владимир Фёдорович Гребенников, Залуженный деятель искусств России кинооператор Эдуард Васильевич Раненко (автор документального фильма о Е. Л. Степановой, - в этом году на Чтениях была его жена, Татьяна Михайловна Лаврова), отличник кинематографии Игорь Яковлевич Манюков, фотохудожник Александр Алексеевич Кочевник, работники комитета культуры и районной библиотеки посёлка Крестцы, а также преподаватели Ручьевской школы и жители деревни.
Гостей по традиции встречали хлебом-солью и парным молоком, в память о пятистишии Велимира Хлебникова, которое стало поэтической эмблемой Чтений.
Мне мало надо!
Краюшку хлеба
И каплю молока.
Да это небо,
Да эти облака!
(1912, 1922 г.г.)
Участники Чтений посетили музей Хлебникова, экскурсии в нём ведут юные экскурсоводы, учащиеся Ручьевской школы.
В год 20-летия музея они подготовили сложную, филосовскую литературную композицию по мотивам прозы и стихов "Председателя земного шара в области поэзии". Программа называлась "Хоти невозможного!". Эту часть Чтений всегда готовят школьники, в этом году - восьмиклассники, воспитанники преподавателя литературы и русского языка Ручьевской школы Ларисы Михайловны Мельниковой. Удивительные дети живут в Ручьях, они так свободно и с такой любовью говорят о самых сложных вещах, которые ещё не до конца осмыслены даже исследователями творчества поэта, словно Велимир Хлебников - их одноклассник, гениальный, но вполне свой парень! Участники Чтений горячо благодарили юных исполнителей и просили Ларису Михайловну опубликовать текст выступления школьников. "Все наши разработки хранятся в музее Хлебникова и в районной библиотеке, - сказала Лариса Михайловна, - мы и сами мечтаем о том же. Но у Хлебниковских Чтений пока нет собственных средств и всё, что мы делаем, мы делаем на общественных началах, из любви к творчеству поэта, с которым нас свела его странная судьба".
Стихи, посвященные В. Хлебникову, "Учителю поэтов", читали гости из Новгорода: поэты Сергей Иванов, Сергей Макаров, Юрий Чистяков, Анна Данилова, Валерия Ситникова, а редактор газеты "Звезда" поэт Сергей Иванов рассказал о своём путешествии в Калмыкию, на родину поэта, о том, как ему удалось найти дом, в котором родился Хлебников.
Композитор Алексей Курбанов, приехавший из Норвегии, где он сейчас живёт и работает, своё выступление посвятил теме "Хлебников и музыка", он играл фортепианную музыку композиторов, современников поэта - А. Лурье, А. Шенберга, Б.Бартока, исполнил также и свои новые сочинения. Пьесу "Бай" из цикла А. Лурье "Рояль в детской", написанную в характере трагической колыбельной, А. Курбанов посвятил светлой памяти скульптора Вячеслава Михайловича Клыкова...
Выступления поэтов, народные песни в исполнении ансамбля "Ягодиночка", свободные выступления желающих, всё это длилось до самого вечера.
Прощаясь с гостями , председатель комитета по делам культуры, молодёжи и спорта Крестецкого района Татьяна Музыкина
сказала: "Традиция Чтений сложилась. Мы не хотим ничего менять, никакой торговли или новомодных шоу устраивать не будем никогда! Уникально это святое место, удивительные люди вложили душу и сердце в создание музея, в оформление могилы поэта, в сам сценарий Хлебниковских Чтений. Где ещё гостей встречают молоком и хлебом? Это ведь - не режиссёрский замысел, а воля поэта.
И
хотя
сегодня в программе не было главного доклада (по семейным обстоятельствам не смогла приехать из Санкт-Петербурга редактор издательства "Герань" Ольга Борисовна Кушлина), Чтения состоялись. Все выступали от чистого сердца, каждый подарил нам соего Велимира Хлебникова, поэзия тем и хороша, что все мы можем быть разными, даже произнося те же строчки.
До
будущего года!"
Я спросила директора Областной научной библиотеки Надежду Николаевну Гунченко:
-Какие строки из стихов Велимира Хлебникова вы чаще всего цитируете?
-Русь! Ты вся - поцелуй на морозе!
Репортаж с Хлебниковских Чтений подготовила С. Пахомовa
13 июля в Центральной городской библиотеке им.Д.М.Балашова (Оловянка, 7) пройдёт встреча музыкантов, художников и поэтов с творческой интеллигенцией Великого Новгорода.
По сложившейся традиции, с сольным концертом выступит уроженец Новгорода композитор, органист и пианист Алексей Курбанов (Норвегия).
Свои стихи будут читать председатель Новгородского отделения Союза писателей России Сергей Иванов, Валерия Ситникова, молодые поэты, участники литературного объединения "Северный ветер" и другие новгородские поэты.
Начало встречи в 18 часов.
Вход свободный.
С.-Петербург, Библиотека им. Маяковского, Невский пр. 22, 14 июля 2006 года, 20.00
Лауреат Международного конкурса,
органист церкви св. Марии в Ауре (Норвегия)
П р о г р а м м а
Луис де Нарваэс (1-я пол. ХVI в.) -
4 диференции (вариации) на тему
"Guardame las vacas"
Г. Ф. Гендель (1685 - 1759) - Фугетта С-dur
И. С. Бах
(1685 - 1750) - Хоральная прелюдия "Jesus Christus, unser Heiland", ВWV
666
Г. Ф. Телеман (1681 - 1767) - Фантазия h-moll
B. A.
Moцарт (1756 - 1791) - Аve Verum
Д. C. Бортнянский (1751 - 1825) - Соната N 2 F-dur
M. И. Глинка (1804
- 1857) - 2 фуги (а-moll и Еs-dur)
Франц Лист
(1811 - 1886) - Аve Maria
Pикард Нурдрок (1842 - 1866) - Purpose, из музыки к драме Б. Бьëрнсона "Мария Стюарт в Шотландии"
Нильс Ларсен (1888 - 1937) - Гимн (Отче наш)
Три религиозные фольклорные мелодии из Нурдхейма (Тустна), обр. A. Kурбанова
Турольф Хëйер-Финн (1896 - 1974) - Торжественная прелюдия
В Великом Новгороде вспоминают поэта и выдающегося государственного деятеля Гавриила Державина
Общественность области вспоминает сегодня поэта и выдающегося государственного деятеля Гавриила Романовича Державина. Последние годы его жизни прошли на древней новгородской земле. Ее богатое историческое прошлое, духовные традиции, яркий язык и унаследованная от предков культура стали для поэта источником вдохновения.
190 лет назад прах "старика Державина" был захоронен в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря под Новгородом. С тех пор это место стало одним из самых посещаемых в России, и сегодня здесь не увядают цветы, принесенные первому министру юстиции России и талантливому поэту его поклонниками.
Сегодня начались мероприятия, посвященные памяти Державина. Как сообщил корр. ИТАР-ТАСС заместитель председателя комитета культуры и туризма области Борис Зорин, на лодках гости добрались в бывшую усадьбу Державина "Званку", расположенную на живописном берегу Волхова. Здесь состоялось возложение цветов к мемориальному знаку и открылись литературные чтения. В областном центре сегодня открылась книжная выставка "Державин в зеркале времен".
Завтра утром в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря пройдут литургия и панихида, которые проведет архиепископ Новгородский и Старорусский Лев, а также состоится возложение цветов к могиле Державина.
Литературные чтения, посвященные памяти поэта, собрали крупных знатоков его творчества. В числе участников директор музея Державина и русской словесности его времени в Санкт-Петербурге Наталья Морозова, доктор филологических наук Университета Брауна Александр Левицкий, доцент кафедры русской литературы Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого Дарья Терешкина, доктор технических наук профессор лесотехнической академии председатель Державинского общества Николай Калинин. На чтениях выступит пианист Алексей Курбанов, который исполнит произведения Дмитрия Бортнянского.
(c) ИТАР-ТАСС. Все права защищены. тел..: (495) 202 1127, 202 1295, 229 4171; факс: (495) 202 5474; e-mail: rusmarket@itar-tass.com; http://www.itar-tass.com
Культура Новгородской области (информационный портал)
19 июля 2007
19 июля, в 18 часов, в читальном зале библиотеки имени Д.М.Балашова в Великом Новгороде начнётся концерт солистки Новгородской областной филармонии, доцента НовГУ имени Ярослава Мудрого Валентины Яровой (сопрано) и лауреата Международного конкурса - композитора, пианиста и органиста Алексея Курбанова, жителя Норвегии, нашего земляка. Приезжая в Новгород, Алексей Курбанов ежегодно даёт концерт для любителей музыки, посвящая
его родному городу, своим учителям, друзьям и родным.
В концертной
программе прозвучат сочинения Эдварда Грига (столетие со дня смерти
композитора музыкальный мир отметит в сентябре этого года), сочинения Агаты
Баккер-Грёндал (норвежской пианистки и композитора, в декабре 2007 года
исполнится 160 лет со дня её рождения), а также русская и зарубежная вокальная
классика.
Выпускник
Санкт-Петербургской консерватории по классу композиции и по классу органа,
Алексей Курбанов постоянно выступал и выступает как пианист, исполняя музыку
всех веков, и, конечно, свою собственную. Валентина Владимировна Яровая, певица
с огромным опытом, считает молодого музыканта одним из самых лучших своих
концертмейстеров и одним из самых образованных музыкантов.
Окончив аспирантуру
и защитив кандидатскую диссертацию, Алексей Курбанов наше работу в Норвегии,
где практика органной игры востребована, но во время летнего отпуска, приезжая в Новгород к родителям, музыкант всегда
устраивает благотворительные концерты, участвует в Хлебниковских чтениях,
выступает в Центре музыкальной культуры имени С.В.Рахманинова, в
литературно-музыкальном салоне НовГУ.
Сайт Алексея
Курбанова в сети Интернет: www.natm.ru/kurbanov
Сегодня в 18
часов в библиотеке на Тимура Фрунзе ждут всех любителей музыки! Bход -
свободный.
На
снимках: А.Курбанов выступает на
Хлебниковских чтениях в деревне Ручьи Крестецкого района, 2006 год. Страничка сайта А.Курбанова.
Светлана
Пахомовa
Светлый праздник Рождества Пo мaтepиaлaм caйтa www.ortodoks.no |
10.01.2008
Иконы
иконостаса и праздничная икона Рождества были густо украшены еловыми ветвями,
пахнущими лесом и радостью. Несмотря на продолжительность богослужения - 6
часов - многих верующих укрепляла светлая радость о Господе родившемся,
венцом которой стало на Божественной Литургии святого Василия Великого
причащение Святых Даров, Пречистого Тела и Крови Христовой. Верующие
со вниманием и трепетом выслушали в ночной час поздравительное слово святейшего
патриарха Московского и всея Руси, торжественно зачитанное иереем
Александром. Общим состоянием было молитвенное чувство радости, выражаемое
близкими всем православным словами: "Слава в вышних Богу, и на
земли мир, в человецех благоволение". Окончанием великого дня в главном
городе Тренделага явилась поистине братская праздничная трапеза. В
канун праздника Рождества Христова в Свято-Аннинском приходе впервые
состоялось рождественское представление для детей, в котором сами дети
принимали активное и живое участие. Приходской священник о.Александр и
энтузиасты-помощники из числа прихожан с Божией помощью за короткое время
организовали и провели светлый праздник для детей и их родителей. Мальчики и девочки разных возрастов,
собравшиеся вокруг импровизированного костра посреди храма под горящей
"Вифлеемской звездой", под звуки дивной музыки в исполнении
прихожанина-музыканта Алексея Курбанова слушали и сами рассказывали о
событиях далекой рождественской ночи, снова и снова возвещая друг другу эту
радость в праздничных стихах и песнях. Детям, так принесшим свой скромный, но
искренний дар рожденному Спасителю, были подарены подарки от всей дружной
общины.
|