Пресса

 

В этом разделе сайта помещены опубликованные в прессе статьи (или ссылки на них), посвященные творчеству Алексея Курбанова .

  

У истоков таланта

// Новгородские ведомости, 26.09.1992.

 

И чувства добрые

// Новгородский университет, N 13, 04.04.1995.

 

Отзвуки ленинградской симфонии

// Новгородский университет, N 6,18.02.2000.

 

Опять Шопен не ищет выгод

// Новгородский университет, N 8, 03.03.2000.

 

Пик семидневки // г-та Новгород, N 16, апрель 1994.

Первый в родном городе, пятый в своей жизни сольный концерт дал 17 апреля в лектории четверокурсник Петербургской консерватории, выпускник Новгородской детской музыкальной школы №1 Алексей Курбанов. Он исполнил произведения Баха, Рахманинова, Шумана, Дебюсси, Б. Арапова, собственные пьесы и сочинения нидерландских композиторов В. Пeйпера и Р. Эшера. С голландской музыкой Алексей познакомился во время полугодичной стажировки в Роттердамской консерватории и очень признателен педагогу Кейсу Стейнроту, который его “больше всего раскрепостил в смысле фортепьянной игры”. Слушатели — зал был полон — встретились с одержимым музыкой и удивительно разносторонним молодым дарованием. В консерватории Курбанов учится по трем специальностям: композиция, фортепьяно, орган. Сбор от концерта пойдет на памятник С. В. Рахманинову.

 

Фестиваль "Рождественские подарки" / "Звучит волшебный клавесин..." Зал Новгородской областной филармонии / 5 января 1999 года

Программа

1 отделение

Жак Шампион де Шамбонньер (ок.1601\1611-1672)

Куранта "De Madame" / Сарабанда / Жига "La Madelainette"

Луи Куперен (ок.1626-1661)

Две пьесы из сюиты ля минор

Менуэт из Пуату / Пьеса в пьемонтском духе

Шаконна ре минор

Жан Анри д'Англебер (1628-1691)

Две пьесы из сюиты N 3 минор

Гавот / Менует

Франсуа Куперен (1668 - 1733)

Сарабанда "Единственная" / Пассакалия / Тростники

Луи Маршан (1669-1732)

Три пьесы из сюиты N 1 ре минор

Шаконна / Гавот в форме рондо/Менуэт

2 отделение

Жан Франсуа Дандриë (1682 -1738)

Сюита ре мажор

Прелюдия / Рондо /Куранта /Жига/Гавот/Бурре/Менуэт

Жан Филипп Рамо (1683-1764)

Безразличная / Курица / Дикари / Принцесса

Луи Клод Дакен (1694-1772)

Кукушка

Жак Дюфли (1715-1789)

Рондо "Де Друммон"

 

Концерт стипендиатов администрации г.Новгорода , лауреатов международных российских и региональных конкурсов / 24 января 1999 года.

 

М.Ипполитов - Иванов (1859 - 1935 гг.)

Сюита си минор, соч. 7 (1885)

1. Прелюдия и канон

2. Романс

3. Вальс

4. Песня без слов

5. Гавот

А.Курбанов (р.1971г.)

Романсы на стихи А.Ахматовой, соч.143, соч.147 (1993)

- Песенка  (.Я на солнечном восходе…)

- Истлевают звуки в эфире…

- Пустых небес прозрачное стекло…

- Приду туда, и отлетит томленье…

Солистка Новгородской областной филармонии - Валентина Яровая

А.Курбанов. Три пьесы, соч. 120 (1991).

Н.Метнер (1880 - 1951)

"Канцона-серенада" фа минор, соч. 38 N 1

Р.Вагнер (1813 - 1883)

Соната си-бемоль мажор (1831)

1. Allegro

2. Andantino

3. Menuetto

4. Finale.Allegro vivace

С.Рахманинов (1873 -1943г.)

"Мелодия " ми мажор, соч. 3 N 2 (1 -я ред.)

 

Жизнь новгородцев в вопросах и ответах // АИФ,Великий Новгород, N 11, 21.04.1999.

"Правда ли, что в Новгороде появился первый член Союза композиторов, который к тому же необычно молод?" (Ирина Столярова, Новгород).

Да, правда. В Союз композиторов принят пока лишь один из новгородцев. Это Алексей Курбанов, выпускник музыкальной школы имени Рахманинова, бывший стипендиат городской администрации. Среди его произведений - вокальные циклы романсов, органная музыка, сочинения для хора, струнного квартета, фортепианные произведения. И все это огромное творческое наследие композитор создал в довольно юном ( по меркам Союза композиторов) возрасте. Сейчас ему всего....27 лет!

 

В гости к Вагнеру // Новгородские ведомости, 06.07.1999

Новгородец Алексей Курбанов, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, стипендиат администрации Великого Новгорода, получил приглашение на престижнейший Вагнеровский фестиваль, который пройдет в августе в немецком городе Байрёйт. Программа поездки не предусматривает концертные выступления, но, по словам Алексея, ежели такая возможность предоставится, он непременно сыграет однуиз фортепьянных сонат немецкого композитора.

 

В гостях у Вагнера // Новгородские ведомости, 14.08.1999

Новгородский пианист Алексей Курбанов, вагнеровский стипендиат, вернулся из германского города Байрёйт, где проходил традиционный ежегодный Вагнеровский фестиваль. Вернулся, полный впечатлений, с которыми и решил познакомить читателей нашей газеты:

 - Большая честь побывать в этом небольшом городке Баварии, где до сих пор все напоминает о великом композиторе, а особенно в Вагнеровском театре, где идут оперы Вагнера и играют знаменитые актеры и певцы. Сами коренные немцы по пять лет стоят в очереди за билетами, чтобы попасть сюда. Я посмотрел три спектакля: “Тристан и Изольда”, “Нюрнбергские мейстерзингерыиЛоэнгрин”. Кроме театра был в двух музеяхв музее Вагнера и его тестя, композитора Листа. Впрочем, весь городок представляет из себя музеймногие из его улиц названы именами членов семьи Вагнера и его оперных героев. Сам фестиваль проводится с 1876 года, и все это время им руководят потомки композитора. С 1966 года и по сей день его возглавляет внук Рихарда ВагнераВольфганг Вагнер, 80-летний режиссер. Причем, режиссер весьма авангардистский. Лично мне интересно, что бы сказал знаменитый дед, увидев свои оперы в трактовках внука! А самое, пожалуй, главное в этой поездке, это то, что мне не только удалось побывать в Вагнеровском театре, но и самому выступить в сборном концерте стипендиатов Вагнеровского общества из разных стран мира. На концерте, который прошел в большом зале байрёйтского Конгресс-отеля “ARVENA”, получили выступить всего 20 человек, и всего два пианиста из России. Конечно же, я играл музыку Вагнера - первую часть первой фортепьянной сонаты, которую он написал в 18 лет, не создав еще ни одной оперы, и считаю, что она очень удачно вписалась в концерт. Вообще, на мой взгляд, Рихард Вагнер не оценен в должной мере, как композитор фортепьянной музыки. А мне нравятся его вещи, и я рад, что сумел привести из Германии фортепьянные пьесы Вагнера, которые не мог разыскать в России.

А ещевсех любителей фортепьянной музыки Алексей Курбанов приглашает 28 сентября в зал областной филармонии, где с его участием пройдет концерт фортепианной музыки. В исполнении Алексея прозвучат фортепианные сочинения Дмитрия Толстого и Рихарда Вагнера.

Светлана Кудряшова

 

newspaper.home.nov.ru/1/human.htm

ОЧАРОВАНЬЕ СЛОВА... И МУЗЫКА. (Второй темой сентябрьского Салона стала Норвегия…)

 

Фортепианный вечер / Зал Новгородской областной филармонии / 28 сентября 1999 года

1 отделение (Лауреат Всероссийского конкурса - Михаил Корноухов)

2 отделение (Лауреат Международного конкурса - Алексей Курбанов)

Программа 2-го отделения

Р.Вагнер

Соната N 3 (в альбом Матильды Везендонк), ля-бемоль мажор (1853)

Два листка из альбома (1861,1875)

Соната № 1 си-бемоль мажор,ор.1(1831):

Allegro con brio

Larghetto

Menuetto.Allegro

Finale. Allegro vivace

Д.Толстой

3 старинных танца

Гальярда / Павана / Гавот

 

Чарующий голос валторны // Петербург - Классика, N 1, 2000.

Всякая творческая встреча таит в себе неожиданности. Так случилось и на концерте в Петер-кирхе в декабре 1999 года. Под величавыми сводами храма привольно разливалось чарующее пенис валторны, окруженное ореолом органного звучания. Примечательно, что солисткой была заслуженная артистка России Валентина Блажчук, а ведь женщина-валторнистка - это явление не из ряда обыденных. Творческое содружество В. Блажчук с органистом, лауреатом Международного конкурса Алексеем Курбановым длится уже 5 лет, и накопленный опыт дуэта инструменталистов, несомненно, послужил особой отточенности ансамбля и чуткости взаимопонимания артистов на сцене. Кажется, ни один штрих, ни один нюанс, не ускользает от пристального внимания партнеров. Крепость этого союза музыкантов, очевидно, объясняется родственным устройством их натур: оба люди увлеченные, чрезвычайно преданные своему делу, искренне отдающие энергию души слушателям. (Как любит говорить Валентина Андреевна, - “Я всегда рада играть хорошим людям”.)

Окидывая взглядом репертуар музыкантов, поражаешься, сколь многогранны их интересы, сколь неутомимы поиски. В их руках оживают классические произведения минувших эпох: возвышенно звучит хорал И.С. Баха, страстно возносится Серенада Ф. Шуберта, выплывает из глубин времен ныне редко исполняемая Канцонетта О. Козловского, и это еще не все. Столь же вдохновенно они исполняют и популярные джазовые произведения (жанр, порой оказывающийся очень трудным для академических музыкантов). “КолыбельнаяГершвина, “ДымКерна, “Лунная серенадаМиллера, “Hello, Dolly!” Германа - все звучит, наполнено лирикой, эмоциональной открытостью и тонким юмором. Атмосфера свободной импровизации, игра, близкая оригинальной джазовой манере, не могут не захватить слушателей.

Достойна восхищения и активная организаторская и просветительская деятельность артистов. Будучи с 1991 года председателем фонда Украинской культуры Санкт-Петербурга и области, В. Блажчук уже организовала множество концертов, посвященных творчеству украинских композиторов, певцов и исполнителей. На счету у Валентины Андреевны проведение первого концерта памяти Г. Свиридова, организация фестиваляМногонациональный Петербург”, постояннная поддержка молодых композиторов собственным исполнением новых произведений.

20 января 2000 года в Доме офицеров состоится концерт памяти Глиэра, композитора, чья музыка в настоящее время звучит, к сожалению, очень редко. Идея этого события, названногоГимн великому городу”, музыкальным режиссером которого является В. Блажчук, зрела уже в течение трех лет. В концерте также примет действенное участие и неизменный партнер валторнистки А. Курбанов. В творческих планах неутомимого дуэта есть и интересный замысел исполнения американских песен и негритянских спиричуэле при участии солистки Мариинского театра народной артистки СССР Людмилы Филатовой.

Как нетрудно заметить, у героев этой статьи на многое хватает тепла души, и это неудивительно, ведь они заняты любимым делом, и таких людей можно назвать счастливыми. Нам остается лишь поблагодарить артистов за все, что они уже создали, и ожидать новых встреч, несомненно, таящих в себе нечто необыкновенное.

Л, Богданова, Д. Кравченко

 

Благотворительный органный фестиваль в фонд реставрации органа академической капеллы Санкт-Петербурга / Государственная академическая капелла / Заслуженная артистка России, профессор - Нина Оксентян, лауреат Международного конкурса - Алексей Курбанов / 13 февраля 2000 года.

Программа

1 отделение

ФРАНК (1822 - 1890) / Хорал ля минор

ВЬЕРН (1870 - 1937) / "Вечерняя звезда"

ЛЕММЕНС / Фанфары

БЕЛЛЬМАНН (1862-1897) / Адажио и Токката

Исп. Нина Оксентян

2 отделение

КУРБАНОВ (р.1971)

Metanoia (1992) / Памяти С.Я.Вольфензона

Три фрески (1991,редакция 1996 г.) / посвящается А.П.Грекову

Saecula Obscura (1994, редакция 1999 г.)

ВЬЕРН (1870-1937)

Первая органная симфония ре мажор, финал

Исп. Алексей Курбанов

 

Органный концерт 18 января 2001 года. Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга

Программа

1 отделение

БАХ (1685 - 1750)

Прелюдия и Фуга си минор

Пастораль ( в 4-х частях)

БАХ -ВИВАЛЬДИ (1678-1741)

Концерт N 2ля минор

Allegro / Alagio/Allegro

2 отделение

ЧЕРНИ (1791 -1857)

Прелюдия и Фуга ля минор, соч. 603 N 3 (Первое исполнение в Санкт-Петербурге)

ГРИГ (1843-1907)

Утро / Свадебный день в Тролльхаугене

КУРБАНОВ (р.1971)

Кантабиле / Посвящается Н.И.Оксентян

Плач Иеремии / Памяти В.М.Буяновского

ВЬЕРН (1870-1937)

Вестминстерские колокола

 

Невское время No 18(2479) 31 января 2001 г.

На концерте Алексея Курбанова

Хотя Алексей Курбанов лишь подошел к тридцатилетию, он принадлежит уже к третьему поколению петербургских органистов. Основатель органной школы Исай Браудо выдвинул ставшую профессором Петербургской консерватории Нину Оксентян, а она воспитала Курбанова - музыканта удивительной разносторонности, который успешно действует как композитор, пианист, органист.

Концерт Алексея Курбанова, состоявшийся недавно в зале Капеллы, собрал необычное для органных вечеров обилие публики. Успеху способствовал и сам характер программы, и стиль игры.

Исполнитель избежал частой приверженности к популярным, доступным сочинениям, играл музыку Вивальди, Баха, а также то, что в органном варианте почти неизвестно, - прелюдию и фугу Черни, пьесы Грига, Вагнера, "Вестминстерские колокола" Луи Вьерна - слепого французского органиста, служившего в церквях, - свои произведения - "Плач Иеремии", "Кантабиле". Музыка звучит под пальцами Курбанова строго, точно, со сдержанной выразительностью, без оркестровых изысков. Она словно обращается к душе каждого слушателя, рассказывая о том, что ему дорого, близко, помогает жить. Отсутствие внешней эффектности углубляет воздействие игры органиста, делая ее, в сущности, не игрой, а неким духовным действом. В этом плане Курбанов развивает, двигает вперед органное исполнительство, придает ему те черты и особенности, которые могут сделать орган столь же популярным, как фортепиано, скрипка и другие оркестровые инструменты. Хочется подчеркнуть также воспитательное, нравственное воздействие концерта и высказать пожелание, чтобы Капелла продолжила органные вечера. Ныне Курбанов продолжит свою деятельность в Ауре - маленьком норвежском городе, ибо, к сожалению, в Петербурге нет для этого ни средств, ни других возможностей. Почему?

Софья ХЕНТОВА (профессор Санкт-Петербургской консерватории, доктор искусствоведения)

 

Газета "Новый Петербургъ", №26 (493), 28.06.2001 г.

 

ПРИГЛАШАЕТ АКАДЕМИЧЕСКАЯ КАПЕЛЛА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

 

ОРГАННЫЕ ВЕЧЕРА В КАПЕЛЛЕ:

 

9 июля - АЛЕКСЕЙ КУРБАНОВ, выпускник Санкт-Петербургской консерватории, ныне - органист церкви Св. Марии норвежского города Аурe. Хоральные прелюдии Баха, сочинения Франка, редко исполняемая соната Беллини и произведение самого Алексея Курбанова "Астральная субстанция".

 

14 июля - ЙОГАНН ТРУММЕР (Австрия). Хоральные прелюдии И.С.Баха, сонаты К.Ф.Э. Баха, Мендельсона и органные сочинения Шмидта.

 

25 июля - ЖАН-ПИТ КНИФФ (Голландия). Программа из произведений немецких композиторов XVII-XIX веков: сочинения Баха, Брунса, Рейнбергера и других авторов.

 

 

 

 

Новости Новгородского региона

http://news.novgorod.ru/

 

Состоялась встреча участников литературного салона НовГУ с композитором Алексеем Курбановым и солисткой Новгородской филармонии Валентиной Яровой

 

18/01 15:33

 

Состоялась встреча участников литературного салона НовГУ с композитором Алексеем Курбановым и солисткой Новгородской филармонии Валентиной Яровой. Напомним, что новгородец Алексей Курбанов сейчас живет в Норвегии, где работает по контракту. На вечере звучала музыка норвежских композиторов: Эдварда Грига, Рихарда Нурдрока, Эндрю УэббераВалентина Яровая исполнила романсы на музыку Алексея Курбанова. (Пресс-центр НовГУ).

 

 

Новости от 7 Июля 2003 (Радио Классика Петербург)

В Петербурге издан сборникОрганная музыка современных петербургских композиторов”. Это нотное собрание, выпущенное издательствомСоюз художников”, посвящается юбилею Санкт-Петербурга. Известные композиторы Геннадий Белов и Аркадий Агабабов представлены в сборнике органным триптихом "Мемориал Победы" и Симфониеттой для органа. А их молодые коллеги Алексей Курбанов и Светлана Лаврова опубликовали опусыКантабилеиКорона Астралис”, в которых открывается новое звуко-тембральное поле. Напомню, что до революции наш город имел неофициальный статусстолицы органной музыки России”. В Петербурге и пригородах в начале ХХ века насчитывалось до 90 прекрасно звучавших органов, а в Консерватории по инициативе Антона Рубинштейна был учрежден органный класс, среди учеников которого были Петр Чайковский и Сергей Прокофьев. А среди основателей "золотого фонда" русской органной музыки в числе первых стоит имя Михаила Глинки.

 

BEЛИKИЙ HOBГOPOД.py Лeнтa нoвоcтей

08.08.2003

Ceгодня в Beликом Hoвгорoде cocтoитcя концеpт нopвeжcкого opгaниcтa Aлeкceя Kypбaнoвa

 

Ceгодня в Beликом Hoвгорoде cocтoитcя концеpт нopвeжcкого opгaниcтa Aлeкceя Kypбaнoвa. Kaк cooбщaeт пpecc-центp aдминиcтрации Beликого Hoвгорoдa, бывший cтипeндиaт горoдcкой aдминиcтрации Aлeкceй Kypбaнoв нынe являeтcя opгaниcтoм цepкви горoдa Aype в Hopвeгии. Ceгодня музыкант приглашaет нoвгорoдцeвлюбителeй клaccической музыкина фopтепиaнный вeчеp. B прoгpаммe выcтyплeния, котopoe прoйдет в Цeнтpe музыкальной культypы имени C. B. Paxманинова – coчинения Григa, Бpaмca, Kaппeлeнa, Чaйковcкого, Cвиpидова, Paxманинова.

Фортепианный вечер / Центр музыкальной культуры им. С.В.Рахманинова / 8 августа 2003 года.

Программа

Эдвард Григ (1843 - 1907) Прелюдия из сюиты Из времен Хольберга, ор. 40 N 1

П.И.Чайковский (1840 - 1893) Грустная песня, ор.40 N 2

Огюст Дюран (1830 -1909) Вальс ми бемоль мажор, ор.83 N 1

Кристиан Каппелен (1845 - 1916) Романс и скерцо

Эйвинд Альнес (1872 - 1932) Романс

Хальфдан Кьерульф (1815 -1868) Интермеццо, ор. 27 N 1

Альберт Кетельбей (1875 -1959) В монастырском саду (характеристическое интермеццо)

Агата Баккер Грëндал (1847 - 1907) Летняя песня, ор. 45 N 3

Йоханнес Брамс (1833 - 1897) Интермеццо си минор, ор. 119 N 1

Альберт Лорцинг (1801-1851) Фантазия - попурри на темы из оперы "Царь и плотник" (обр. Э.Нейгебауэра)

Армас Ярнефельт (1869 - 1958) Колыбельная

П.И.Чайковский (1840 -1893) Andante Cantabile из второго струнного квартета (переложение для фортепиано Э.Парлоу)

Оскар Мериканто (1868 -1924) Иддилия летнего вечера, ор.16 N 2

А.Ф.Марциан (18… - 19…) Вечерние колокола, ор. 9 N 1

Кристиан Синдинг (1856 - 1941) Вальс соль мажор, ор. 59 N 3 (переложение для фортепиано Э.Альнеса)

Г.В.Свиридов (1915 - 1998) Романс из к/ф Метель (переложение для фортепиано К.Титaренко)

С.В. Рахманинов (1873 -1943) Прелюдия си мажор, ор. 32 N 11

Альф Хурум (1882 -1972) Три акварели, ор. 5

Йохан Свендсен (1840 - 1911) Большой полонез, ор.12 (переложение для фортепиано Э.Парлоу)

 

Газета Песочки ( 1/2004)

Размышления русского музыканта на краю Европы

Алексея Курбанова новгородцам представлять не нужно, а для всех остальных: пианист, композитор, органист, закончил Ленинградскую консерваторию, кандидат искусствоведения, сейчас живет в Норвегии.

Алеша, у тебя никогда не возникало сомнение в выборе профессии?

Никогда ранее не возникало, по крайней мере с того момента, как почувствовал себя музыкантом (не сразу, не с самого первого момента занятий музыкой). А вот зато сейчас часто возникает сомнение и даже разочарование по этому поводу, и немалое, что ж поделать, раз дожили до того, что музыка как профессия, особенно классическая, станет просто откровенно неактуальной, несовременной, непопулярной

Вот ты и композитор, и исполнитель, и теоретик музыки, тяжело ли тебе совмещать эти занятия, или, наоборот, они помогают раскрыться, почувствовать какую-то целостность?

Теория музыки, будь то элементарная теория, гармония, полифония и т.п., в общем, все, что включает в себя это понятие, - это то, что должен знать и чем должен владеть всякий образованный музыкант, независимо от специальности: клавишник, струнник, духовик, вокалист и пр., а уж если вы учитесь, независимо где, по композиторской специальности, то для вас все вышеупомянутые теоретические предметы не просто обязательные предметы, но, простите, специальный курс, важная и неотъемлемая часть специального предмета. Так что каждый композитор в определённой (и немалой) мере является и теоретиком музыки, и справедливее было бы называть меня просто композитором и исполнителем (так уж получилось что в данный момент волею случая я оказался в первую очередь исполнителем, органистом, потом уже композитором). Вообще, мы знаем, что немалая часть крупнейших композиторов (во все эпохи) были и не менее выдающимися интерпретаторами своих (и не только) творений.

Равно как и иные из тех, кто нам известны прежде всего как исполнители, на поверку оказывались к тому же и композиторами: Паганини, Сарасате, Оборин, Рихтер, Ростропович и др. А совмещать что-либо в творчестве никогда не бывает легко (мой горький опыт с написанием кандидатской диссертации окончательно разубедил меня в возможности совмещения, в моем случае научного с творческим, одно непременно начинает вытеснять другое... Да и творческое с творческим, вот, возьми, к примеру, Рахманинова, который как композитор дважды замолкал, в 1897 - 1900 и 1917 - 1926 годах. Думается, что провал Первой симфонии и эмиграция - лишь внешние к тому обстоятельства, а глубинные причины были чисто творческого, "совместительского" порядка). В любом случае если творческая личность совмещает одно с другим, то все равно это просто разные грани одной целостной, хотя и многосторонней творческой личности.

Кто из композиторов в классической и современной музыке тебе ближе?

Самый, пожалуй, непростой вопросВ школьные годы это были барочные авторы (т.е. Бах и иже с ними), венские классики, ближе к консерваторским годам их сменили романтики (в 1992 - 1993 гг. сильно "переболел" Брамсом), далее, в процессе дальнейшего обучения в классе композиции проф. А. Д. Мнацаканяна в Ленинградской (С.-Петербургской) консерватории и стажировки в Роттердамской консерватории в 1993 - 1994 гг. испытал, может быть чисто внешний, интерес к музыке нарочито модернистской, в т. ч. атональной, сериально-додекафонной, минималистической, откровенно авангардистской и ей подобной (хотя сам никогда в таком роде не писал и писать не намеревался), быстро, к аспирантским годам, в общем-то, сошедший на нет.

Вообще, чем дольше живу, тем большее испытываю разочарование в том, куда движется современная "академическая" музыка, возникает чувство, что XX век открыл все пути и дальше ехать некуда, в XXI веке наступает беспросветный тупик, и что нетленной остается на века прежняя классика, все современное же тленно и преходяще (смотри, даже дает рифму: современныйтленный!). Сам же я как композитор всегда, несмотря ни на какие влияния и воздействия, двигался собственным, независимым путем, никогда не принадлежа ни к каким сколь-либо заметным направлениям или течениям.

Я знаю, что ты несколько лет живешь в Норвегии. В чем они "другие"?

Вопрос больной, говорю это без преувеличения... Почти что с самых первых дней (недель, месяцев) моей жизни в Ауре, этом небольшом провинциальном городишке, даже посёлке, в центральной Норвегии (между Трондхеймом и Крисгиансундом), где обитаю вот уже три с половиной года (с апреля 2000 г.), я начал задумываться над этой сложной и огромной темой: а каковы же на самом деле культурные, исторические, социальные и прочие параллели и различия между нами и норвежцами? Чем далее, тем более прихожу к выводу, что общего у норвежцев с нами больше, чем различного, а могло бы быть еще больше, а особенно у нас, новгородцев, - ах, если бы история обеих стран могла бы с тысячу лет назад повернуться другим образом, но что теперь об этом вздыхатьЛично ко мне как к новгородцу те из норвежцев, кто хоть мало-мальски помнят историю своей страны, относятся с особенной и нескрываемой симпатией (не хвастаюсь, отнюдь нет!), а сам Новгород иначе как "старым викинговским городом" и не называют (в старые времена норвежцы называли Новгород Хольмгардом), и меня эта сторона истории теперь, среди дикого ужаса современного бытия, ещё как согревает.

Мы знаем, что Ярослав Мудрый состоял в родстве со св. Улафом (королем Улафом II Харальдссоном, павшим в битве под Стиклестадом в июле 1030 г., кстати, не раз посещавшим Новгород; потом в Новгороде на Готском дворе поставили католическую, или протестантскую, церковь св Улафа, ныне не сохранившуюся), а дочь Ярослава Елизавета была замужем за другим норвежским королём, Харальдом III Хaрдрoде (Cypoвым). А в Нидаросском кафедральном соборе в Трондхейме (огромный готический собор XI в., главная национальная святыня) уже более трёх четвертей века находится наша новгородская икона "Спаситель со влажной бородой" (XVI в.). А наша церковь (cв. Марии) в Ауре - это прямо настоящий крестово-купольный храм! Таких исторических связующих нитей множество, повторяю, это огромная тема.

Современная Норвегия - это страна более чем стабильная, более чем благополучная в плане, по крайней мере, внешнем, материальном, социальном. Естественно, норвежцы такие же люди, со своими проблемами и бедами. Люди абсолютно нормальные и естественные (представлять их холодными и "сухими" было бы ошибочно!), без комплексов, порой может быть даже излишненеформальные", вот что значит нация с глубокими демократическими традициями, по крайней мере (в отличие, как это ни прискорбно, от нас) не знавшая ужасов кровавых тоталитарных режимов в XX столетии (за исключением если только фашистской оккупации в войну).

Что нового в твою музыку привнесла культура Норвегии?

В Норвегии я, наверное, благодаря провинции, в которой оказался и обитаю, впервые почувствовал "изнутри", как нация и народ могут бережно сохранять и приумножать свои традиции, свое культурное наследие, в полном смысле этого слова (современную молодежь, насквозьамериканизированную”, в счёт не беру). Здесь я по-настоящему соприкоснулся с тем, что такое живой (в моём случае музыкальный) фольклор, причём фольклор самый разнообразный: вокальный и инструментальный, песенный и танцевальный, светский и религиозныйСейчас, в пору очередного "латания дыр" и творческого "накопления" , именно фольклор даёт мне новые пути, новую почву (пищу) для дальнейших раздумий насчёт собственного творчества. В любом случае, фольклор, традиции, история - это то, что в буквальном смысле слова даёт мне спасение от ужасов современности с её вопиющей безнравственностью и бездуховностью.

В данный момент мною сделаны уже около двух десятков обработок достаточно показательных образчиков местного фольклора для органа и хора, также я имел честь принять участие в составлении одного из очередных фольклорных сборников, вышедшего в мае прошлого года (десять из записанных мною мелодий вошли в книжку). Боже мой, как это невыносимо печально, что наш российский фольклор почти на грани полного исчезновения, его необходимо спасать, пока не поздно!

Я могу догадываться о твоём отношении к Бaскову, и всё же мне хочется спросить: Басков - кумир молодёжи, и хорошо ли, с твоей точки зрения, что молодёжь полюбила и начинает приобщаться к классике с помощью таких исполнителей, или лучше вообще ничего, чем несколько сниженный вариант классической музыки?

К Бaскову как к "кумиру молодежи" у меня отношение весьма нейтральноеПомню, покойный Виктор Цой ещё где-то в 80-х давал интервью одной из эстонских газет, и на "провокационный" вопрос о том, как он сам относится к своей популярности, ответил честно, резко и прямо: "Скажу лишь одно: не сотвори себе кумира". Хочется думать, что так мыслит и Басков (хотя его "подвизание" в роли ведущего "сомнительной" телепрограммы "Дом" у меня вызывает ворчливый скепсис).

А что касательно классической музыки всниженном" вариантеБасков ведь отнюдь не первый "наводитель мостов" между классикой и "попсой", до него были, если брать хотя бы лишь певцов, то смотри: и Марио Ланца, и Муслим Магомаев, и Каррерас, и Доминго, и Паваротти! А Фредди Меркури, начинавший ролью Канио в "Паяцах" (потом это отозвалось цитатой в одной из его песен)! Уж при такой ситуации в современном обществе, если мы действительно хотим сберечь хоть что-то, что осталось от расхожего понятия подлинно высокой культуры, от полного вырождения, это дело ещё какое благое, но вот насколько приобщается молодёжь к классике именно таким путём, да и приобщается лиВот, знаешь, два года назад Аркадий Арканов выпустил сборник "Стишки и песенки", где, помимо прочих блистательных образцов аркановского юмора, содержатся шесть едких пародий на попсовые шлягерыаж по сюжетам из самой высокой классики: Анна Каренина, Фауст, Пиковая дама, Ромео и Джульетта и др.! Сам Арканов замечает: "Идея моя сугубо ироническая. Так что, как говорил А. И. Райкин, "не поймите меня правильно”…".

Скажи, прав ли был Гоголь, когда он утверждал, что не мог творить, когда ему выделили комнаты со всеми удобствами, а лучшие главы "Ревизора" он написал в кабаке?

Вот уж чего не знаю, того не знаю, честно говоря, не читал, не слышал об этом. Но знаю по самому себе: мне всегда намного лучше работалось в провинции, в глуши, в тишине, нежели в столичном шуме и грохоте, полагаю, я в этом плане далеко не один (и слава Богу). Вообще, надо сказать, что удобства, комфорт, по крайней мере, для меня, понятие весьма относительное, мой комфорт, если на то пошло, определяется в первую очередь порядком, порядком если не во всём доме, то по меньшей мере, на моем собственном рабочем столе (а там и все мысли приводятся в порядок). Адворцыменя всегда подавляли и подавляют, мне всегда хотелось и хочется жить предельно скромно и просто, без амбиций и притязаний, а самое главноенезависимо, никому не мешая, ни у кого, так сказать, не болтаясь в ногах, не маяча бельмом на глазу.

А тут недавно мне попадается в руки очень интересная книжка Яна Березницкого (знаешь, был такой известный в своё время критик театра и кино) ”Как создать самого себя" (об американском кино 50-х - 70-х годов). Так вот, в самом конце книги автор заводит речь о сыне одного из крупных киноактёров (этот актёр был ещё и президентом четырёх коммерческих компаний). Сын его, у которого были абсолютно все материальные блага, решил неожиданно уйти из родительской семьи, уехать в провинцию и поселиться в убогой нищенской лачуге, совершенно безо всяких удобствФакт, естественно, не оставшийся без внимания тогдашней прессы. А автор, анализируя ситуацию, настойчиво, не раз цитирует по сему поводу "Зимние заметки" Достоевского: ”…тут отделение от нашей общественной формулы, отделение упорное, бессознательное, инстинктивное отделение во что бы то ни стало ради спасения…".

Вопросы задавала Очина Лена

 

Фортепианный вечер посвященный 60 -летию освобождения Ленинграда от блокады и освобождения Новгорода / Центр музыкальной культуры им. С.В.Рахманинова / 13 июля 2004 года.

 Программа

1 отделение

Орест Евлахов (1912-1973)

Ленинградский блокнот, ор. 11 (1943):

1.Город

2.Весна

3.Рассказ

4.Марш

Венедикт Пушков (1896-1971)

Прелюд / Вальс

Валерий Желобинский (1913 - 1946)

Три песни без слов (1944)

Дмитрий Шостакович (1906-1975)

Соната N 2 си минор, ор. 64 (1943) (финал)

2 отделение

Дмитрий Толстой (1923 - 2003)

Три старинных танца :

1.Гальярда

2.Павана

3.Гавот

Алексей Курбанов (р.1971)

Вроде вальса (памяти В.А.Гаврилина)

Имре (Эммерих) Кальман (1882 - 1953)

Попурри на темы из оперетты "Сильва" / Попурри на темы из оперетты "Баядера" (обр.Г.Фолька)

 

Альманах "Чело", № 3, 2003 г.

Алексей КУРБАНОВ

ОБ ОРГАННОМ ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ ЛЕНИНГРАДА-ПЕТЕРБУРГА 1960-1990-х годов

 

Хотя Алексей Курбанов лишь подошел к трид­цатилетию, он уже принадлежит к третьему по­колению петербургских органистов. Основатель органной школы Исай Браудо вырастил ставшую профессором Петербургской консерватории Нину Оксентян, а она воспитала Курбанова музы­канта удивительной разносторонности, который успешно действует как композитор, пианист, органист.

Один из концертов Алексея Курбанова, состо­явшийся в зале Петербургской капеллы, собрал необычное для органных вечеров обилие публики. Успеху способствовал и сам характер програм­мы, и стиль игры.

Исполнитель избежал частой приверженности к популярным, доступным сочинениям, играл му­зыку Вивальди, Баха, а также то, что в органном варианте почти неизвестно, прелюдию и фугу Черни, пьесы Грига, Вагнера, «Вестминстерские колокола» Луи Вьерна слепого французского органиста, служившего в церквях, свои произведе­ния «Плач Иеремии», «Кантабиле». Музыка звучит под пальцами Курбанова строго, точно, со сдержанной выразительностью, без оркестровых изысков. Она словно обращается к душе каждого слу­шателя, рассказывая о том, что ему дорого, близ­ко, помогает жить. Отсутствие внешней эффект­ности углубляет воздействие игры органиста, де­лая ее, в сущности, не игрой, а неким духовным дей­ством. В этом плане Курбанов развивает, двигает вперед органное исполнительство, придает ему те черты и особенности, которые могут сделать орган столь же популярным, как фортепиано, скрипка и другие оркестровые инструменты.

Хочется подчеркнуть также воспитательное, нравственное воздействие концерта и высказать пожелание, чтобы Капелла продолжила органные вечера.

Ныне Курбанов продолжает свою деятель­ность в Ауре маленьком норвежском городе, ибо, к сожалению, в Петербурге не смогли при­ютить талантливого музыканта.

Софья ХЕНТОВА

 

Hастоящее сообщение поднимает проблемы науч­ного осмысления достижений современного оте­чественного, и, в частности, ленинградско-петербургского органного творчества периода 60 - 90-х годов XX столетия. Актуальность темы обуслов­лена интересом широкой публики к органному ис­полнительству, к новинкам современной музыки. Заметно возросшее за вторую половину века мес­то органа в музыкальной жизни страны, значение органного музицирования в духовно-нравственном воспитании общества определяет важность и своевременность темы. Таким образом, цель данного сообщенияотражение наиболее существенных явлений в органном творчестве 60 - 90-х годов, по­нимание его роли и места в общей картине отече­ственного музыкального процесса данного перио­да времени, выяснение значения петербургско-ленинградской органной школы для отечественной культуры в целом, обобщение, систематизация и выделение различных тенденций в общем много­образном спектре органного творчества избранно­го временного отрезка, выявление наиболее важных факторов, которые способствовали бы даль­нейшему развитию и росту отечественной органной культуры. Системное исследование органного твор­чества 60-90-х годов предпринимается автором с двоякой точки зрениякомпозиторской и испол­нительской. При этом автор опирается на собствен­ный опыт композитора-практика и концертирующего органиста.

Общеизвестно, что в развитии органной куль­туры нашей страны в XVIII - XX веках кардиналь­ная, основополагающая роль принадлежит именно Петербургу - Петрограду - Ленинграду. Вклад горо­да на Неве в отечественную культуру во все вре­мена был очень велик и неоспорим. И в количе­ственном отношении, по сравнению с Москвой, дру­гими городами, петербургские композиторы писа­ли и пишут для органа заметно интенсивнее. В 1862 году, по инициативе А.Г. Рубинштейна, основателя и первого ректора только что открытой Петербур­гской консерватории, в ней учреждается класс орга­на, в числе первых выпускников которогоГ.А. Ларош и П.И. Чайковский. Профессорами консер­ватории по классу органа были в разное время вы­дающиеся исполнители и педагоги: Г. Штиль, Л. Гомилиус, Ж. Гандшин, Н. Ванадзиньш, И. Браудо, Н. Оксентян. В первые шесть десятилетий, до 1922 года, органный класс входил в состав теоретико-композиторского факультета, затем перешел в фортепианный, что затруднило доступ к органу сту­дентов-композиторов.

В настоящее время в петербургской музыке на­считывается не один десяток превосходных орган­ных сочинений. 60-е годы, во многом способство­вавшие росту органного творчества в стране, по­вернув к органу достаточно многих композиторов, явились благодатной почвой для разнообразных опытов и экспериментов. Эти опыты внесли плодо­творные элементы обновления в трактовку тради­ционных жанров, в их историческую эволюцию, характерную для них специфику полифоническо­го и мелодико-гармонического мышления. Имен­но в 60 - 90-е годы в жанровом мышлении ряда ком­позиторов наблюдаются тенденции к переосмысле­нию, «пересмотру» жанров, к взаимообогащению их и даже к взаимопроникновению одних в другие. Примерами могут служить Сюита Ю.Н. Тюлина (1971), Пассакалия и фуга Д.А. Толстого (1983), Партита Ю.А. Фалика (1966), Соната-фантазия В.А. Успенского (1992), Соната-фантазия Н.В. Вол­ковой (1996), 12 инвенций Б.И. Тищенко (1964), Пассакалия А.Д. Мнацаканяна (1962), Пассакалия (Симфониетта) А. А. Агабабова (1995), «Прелюдия и хорал» В.И. Цытовича (1980), Первый органный концерт И.Е. Рогалева (1985), Элегия А.А. Коро­лева (1980-е годы), Хроматическая поэма С.М. Слонимского (1970), Ария и Токката А.А. Агабабова (1985 - 1991), Прелюдия и фуга И.М. Ельчевой (1976).

Петербургскими авторами создано достаточно большое количество программных сочинений. Идея программности сама по себе очень многообразно представлена благодаря инструментальной специ­фике органа, представляющей к тому богатейшие возможности. Программность породила новый для петербургской органной музыки жанр портрета (Б.И. Тищенко — «Двенадцать портретов» (1992), «Памяти Виталия Фомина» (1995)), повернула органное творчество в сторону мемориальности и реквиемности (триптих «Мемориал Победы» (1984 - 1985) Г.Г. Белова, Второй органный концерт «Мар­тиролог - Тбилиси, 1989» (1990) И.Е. Рогалева), ду­ховно-философской проблематики и дажес се­редины 90-х годовк открытой религиозностиПринц Иоасаф» (1996; фрагмент одноименной кантаты в авторском переложении для органа) Р.И. Рудицы, органная симфония «Евангельские карти­ны» (1995) и две хоральные прелюдии (1998) Г.О. Корчмара, пьеса «Я не собираюсь умирать сегод­ня» (1998) Е.М. Иршаи).

С 60-х годов в отечественном музыкальном творчестве значительно раздвинулись границы об­ласти применения фольклорных истоков. Это зат­ронуло в немалой степени и органную музыку. Наи­более видные примеры — «Три напева» А.А. Коро­лева (1980-е годы), для которых характерен прин­цип попевочного варьирования на основе 2 - 4-ступенных ладовых мелодических оборотов, «Пасто­раль и токката» (1961) и «Хоровод и фуга» (1974) С.М. Слонимского, где дана попытка представить орган в совершенно неожиданном ракурсекак инструмент «скомороший», народно-игровой. Фольклорные элементы содержатся и в «Поэме о Дагестане» (1980) А.А. Агабабова, в вышеупомя­нутых сочинениях Г.Г. Белова, А.Д. Мнацаканяна, Б.И. Тищенко, также в «Славянском концерте» для органа с оркестром С.М. Слонимского.

Орган в петербургской музыке используется не только как сольный инструмент, но и как оркест­ровый, и как участник камерного ансамбля. Сфе­ра использования органа в этом отношении очень широка. Орган звучит в опереКентервильское привидение» (1975) А.А. Кнайфеля, «Настасья Филипповна» (1968) В.М. Богданова-Березовско­го, «Дочь брадобрея» (1972) Р.С. Гринблата, «Алые паруса» (1976) В.А. Ефремова, «Орфей и Эвридика» (1975) А.Б. Журбина, «Последний летний ме­сяц» (1977) Б.П. Кравченко), мюзиклеБлистаю­щие облака» (1982) В.Е. Баснера), балетеПорт­рет Дориана Грея» (1971 - 1980) Б.А. Арапова, «Икар» (1965 - 1971) С.М. Слонимского, «Сотворе­ние мира» (1970) А.П. Петрова, «Легенда о птице Доненбай» (1983) Ю.А. Симакина, «Двенадцать» (1963) и «Ярославна» (1974) Б.И. Тищенко, «Гамлет» (1969) Н.П. Червинского), музыке к драматичес­ким спектаклямМузыка Среднеземелья» к спек­таклю «Баллада о славном Бильбо Бэггинсе» по Дж. Толкиену (1981) С.С. Важова), музыке к ки­нофильмамПять днейпять ночей» (1960 - 1961) Д.Д. Шостаковича, «713-й просит посадки» (1970-е годы) Г.А. Портнова), кантате и ораторииМарсово поле» (1971) С.Я. Вольфензона, «Стих сокровенный мой» (1979 - 1980) А.А. Агабабова, «Голос из хора» (1962 - 1976) С.М. Слонимского, «Песнь о Гренаде» (1968) С.П. Баневича, хоровой концерт «Девятое Мая» (1984) Н.А. Мартынова, Три вокализа (1973 - 1977) и хоровой концерт «К мо­лодым» (1976) В.Н. Салманова, «Хор пуль» (1965) Б.И. Архимандритова, «Вечный огонь» (1971) В.Е. Баснера, «Земля» (1976) и «Заклинание» (1977) В. А. Гаврилина, «К новой жизни» (1973) И.М. Ельчевой, «Пора!» (1965) И.Я. Пустыльника, «Память не остынет» (1977) В.А. Сапожникова, «Элегичес­кая кантата» (1984) А.Е. Туника, «Памяти В.И. Ленина» (1969) В.А. Успенского), симфонических произведениях (Симфонии № 4 (1976) и № 6 (1984) Б.А. Арапова, симфония «Образы дня» (1980) Г.И. Банщикова, концерты для оркестра № 2 (1972) и № 3 (1978) А.А. Боярского, «Балла­да о красном всаднике» (1978) Я.И. Вайсбурда, Симфонии № 3 (1983), № 6 (1989 - 1991) и № 8 (1993) А.А. Агабабова, Поэма (1966) и симфония-фантазия «Мастер и Маргарита» (1985) А.П. Пет­рова, увертюра-фантазия «Чулымсибирская река» (1981) Г.А. Портнова, Симфония (1983) И.Е. Рогалева, Симфония № 4 (1980) В.А. Сапожникова, симфония «Непришедший» (1999) Н.Г. Синяковой, Симфония № 5 (1982 - 1983) Р.С. Гринблата, сюита «Жаворонок» (1974) Б.И. Тищенко, Симфо­ния № 3 «Песнь о свободе» (1983) А.Б. Томчина, Концерт для оркестра (1967) Ю. А. Фалика, «Боль­шая романтическая увертюра-поэма» (1979 - 1981) Н.М. Шахматова). Во всех вышеназванных произ­ведениях партия органа отнюдь не сводится толь­ко лишь к колористической поддержке оркестро­вой фактуры, но нередко является достаточно самостоятельной, независимой, развернутой, подчас даже солирующей. А.А. Агабабову, Г.Г. Белову, Л.А. Десятникову, С.М. Слонимскому, О.Н. Хромушину принадлежат уже непосредственно концер­ты для органа с оркестром. Ряд композиторов яв­ляются авторами камерно-инструментальных (Г.А. Портновсоната для скрипки и органа (1975), С.Н. Евтушенко — «Sotto Voce» для альта, органа и че­лесты (1989), Г.И. БанщиковСоната для арфы и органа (1987), М.В. УстиновИнтрада и Токката для валторны и органа (1996 - 1997), Н. ЮдинаСоната для кларнета и органа (1998)) и камерно-вокальных (Б.И. Тищенко — «Завещание» для со­прано, арфы и органа на стихи Н.А. Заболоцкого (1987), С.В. Екимовпять песнопений для голоса и органа (1998 - 1999), Agnus Dei для солиста, хора, фортепиано, органа и удар­ных (1997 - 1998), Г.О. Корчмарсемь духовных песен для голоса и органа (1994), автор этих строк — Ave Verum, Те Deum и Ave Regina Coelorum (1994) для голоса и органа) сочинений с участием органа. Короче говоря, универсальность специфи­ки органа позволяет ему быть в равной степени и солирующим, и аккомпанирующим, и оркестровым инструментом, и равноправным участником камер­ного ансамбля, и даже «прикладным» инструмен­том, и у каждого из авторов свои, собственные осо­бенности инструментального оформления (гармо­нический и полифонический язык, склад, факту­ра, регистровка, фигурация, спецэффекты) орган­ных сочинений. К сожалению, ряд авторов по при­чине недостаточного знакомства с органом допус­кали определение погрешности в записи нотных текстов своих произведений, но все же в целом ком­позиторы Петербурга успешно овладевают приема­ми органного письма, не сбиваясь в пресловутую «фортепианность».

Дальнейшие перспективы развития отечествен­ного органного творчества не прямолинейны. К сожалению, ряд причин привел в последние годы к определенному количественному спаду в органном творчестве композиторов Петербурга. Ухудшаю­щееся с каждым годом техническое состояние го­родских органов, вследствие полного отсутствия денежных средств на их ремонт и содержание, со­здают трудности для композиторов, в особенности молодых. Заметно снижение заинтересованности слушателей в новинках современной музыки, по­буждающее, в свою очередь, исполнителей вклю­чать как можно меньше сочинений современных ав­торов в свои концертные программы. И все же, не­смотря ни на что, новые произведения для органа или с его участием продолжают выходить из-под пера и маститых, и молодых композиторов. Органное творчество Ленинграда - Петербурга живо и не­истребимо.

 

"Звезда", 12 августа 2005 г.

Bечер музыки и поэзии на Оловянке

«Спасибо, музыка, за то,

Что ты меня не оставляешь,

Что ты лица не закрываешь,

Себя не прячешь ни за что.

 

Спасибо, музыка, за то,

Что ты единственное чудо,

Что ты душа, а не причуда,

Что для кого-то ты ничто.

 

Спасибо, музыка, за то,

Чего и умным не подделать,

За то спасибо, что никто

Не знает, что с тобой поделать».

 

Я не случайно полностью привел это стихотворение замечательного русского поэта Вл. Соколова. Оно, только вчитайтесь, и само по себе прекрасно. А в на­шем случае вполне могло бы стать очень точным эпиграфом к вечеру музы­ки и поэзии, который прошел в минув­шую субботу в центральной городской библиотеке им. Д.М. Балашова, что на Оловянке...

Действительно, «ничего не подела­ешь» с музыкой, когда она до самых глубин волнует сердце, «ничего не по­делаешь» со стихами, если они написа­ны с предельной искренностью, если они музыкальны, если они подлинны. Что же остается? Остается с восторгом распахнуть свою душу творчеству та­лантливых людей и слушать, слушать, слушать...

Подготовка к этому мероприятию (уж извините за казенное слово) была до­нельзя проста. Да, собственно, никакой подготовки в привычном смысле и не было. Начиналось же все следующим образом: в наш город (и в свой родной город) приехал из Норвегии Алексей Курбанов, пианист, органист, член Сою­за композиторов России. Его имя в Нов­городе известно многим.

Из Германии, и тоже в отпуск (тянутся, тянутся те, кто живет и работает за рубежом на родину, значит, слава Богу, она у них осталась) приехала педагог и ис­кусствовед Инна Кушнарева-Баурихтер. С ними встретился новгородский поэт, член Союза писателей России Сергей Иванов. Всего этого оказалось достаточ­но, чтобы возникло решение провести совместный творческий вечер. Несколь­ко телефонных звонков друзьям и знако­мым, мгновенная договоренность с ми­лейшими сотрудницами библиотеки о предоставлении помещения и - вот вам вечер музыки и поэзии, высокий и вол­нующий!

Вдохновение явится далее ключевым словом.

Вдохновенное исполнение форте­пианной музыки Алешей Курбановым (в том числе и собственных сочине­ний), вдохновенные же прочтения своих стихов членом Союза писате­лей К. Фирсовой, С. Ильиным, веду­щей радиопередачи «Поэтическая тетрадь» В. Ситниковой, молодыми талантливыми поэтами Н. Пунжиной и Г. Стрелковым (майором авиа­ции), исполнение авторских песен-баллад В. и С. Чумаковыми, беско­нечная благодарность слушателейвсе вместе и сотворило это незабы­ваемое общение неслучайно встре­тившихся людей на прекрасном вече­ре музыки и поэзии.

Позвольте контрастный штрих: кто-то «тусовался» и «оттягивался» в других местах в эту субботу. Почувствовали разницу? Но это, как говорится, совсем другая история.

...Уважаемые читатели, рекоменду­ем вам внимательнейшим образом следить за культурными событиями в библиотеке на Оловянке. О самом интересном мы непременно будем вам сообщать. Приходите - и оцени­те сами.

Ив. СЕРЁГИН

 

Культура Новгородской области (информационный портал)

 

Хлебниковские Чтения в Крестецком районе

27 июня 2006

 

В последнее воскресенье июня, в деревне Ручьи Крестецкого района, прошли XXI Хлебниковские Чтения.

 

На Чтения приехали гости из Великого Новгорода: комитет культуры и туризма области представляла  заместитель председателя Вера Трухина, были участники литературно-музыкального салона НГУ им. Я. Мудрого "Последний четверг" (руководитель Юрий Чистяков), Новгородский Союз писателей (председатель Сергей Иванов), работники Областной научной библиотеки (директор Надежда Гунченко), журналисты газеты "Звезда" Новгородского района (редактор Сергей Иванов). Из Норвегии приехал композитор и органист, участник Чтений прошлых лет, Алексей Курбанов. Приехали новгородские поэты, представители нескольких общественных организацийлюбители поэзии: большой автобус предоставила Областная научная библиотека, но желающих оказалось так много, что некоторым не хватило места, а ведь были годы, когда в автобусе от силы набиралось человек пятнадцать!

 

В Ручьи приехали участники и организаторы Чтений из посёлка Крестцы: председатель комитета культуры Татьяна Музыкина и заместитель главы Администрации района Игорь Маклаков, сотрудники районной библиотеки - директор Раиса Шуричева и сотрудник читального зала Наталья Смирнова (она вела программу Чтений), фольклорный ансамбль "Ягодиночка" (руководитель Татьяна Максимова), местные поэты и просто почитатели творчества Велимира Хлебникова. Потом к ним присоединились учащиеся Ручьевской школы и их преподаватели, жители деревни и дачники, короче, в зале СДК был полноценный аншлаг, такого не припомнит даже Дaниил Петрович Шевцов, который возглавлял районный комитет культуры в годы становления музея и Чтений, ему было особенно приятно, ведь 25 июня у него был день рождения.

 

После посещения могилы поэта и возложения полевых, любимых Хлебниковым, цветов к подножию памятника, гости почтили память поэта минутой молчания. Посетили также могилу Евдокии Лукиничны Степановой (1900 - 1998 г.г.), простая крестьянка ухаживала за могилой поэта, поскольку рядом был похоронен её муж, а семья Митуричей, родственников Хлебникова, уже в те годы в Ручьях не жила.

 

Те, кто был на Чтениях впервые, восхищались образом языческого мальчика, запечатлённого на барельефе рядом с могилой поэта. Этот уникальный памятник выполнил недавно скончавшийся Народный скульптор России Вячеслав Михайлович Клыков. В создании памятника и музея поэта в Ручьях участвовали поэт из Ростова-на-Дону